Почему весенний пейзаж так часто запечатлён в произведениях искусства?


Весна - это пора цветения и символ зарождения новой жизни. Природа наконец-то выходит «из спячки», а февральские холода сменяются тёплыми мартовскими деньками. Жизнь кажется гораздо красочней, благодаря цветущим растениям и появлению первых листков на деревьях. Если зимой человек впадает в задумчивость, всё больше погружаясь в себя, то весной многие люди гораздо энергичны и более открыты миру.

Неспроста весенний пейзаж так часто изображался в искусстве, на что есть свои причины. Вспомним ту же картину Исаака Левитана «Март», написанную в 1895 году. Художник мастерки изобразил цветущие деревья на контрасте с деревьями, покрытыми слоем снега. Происходит буквально борьба двух противоположностей, однако март «вытесняет» холодный февраль.

В отечественной поэзии тоже нередко мелькал образ весны. Каждый автор стихотворения делился с читателями своим представлением о весне и эмоциями, которые вызывает эта пора. Обратимся для краткого анализа к примерам разных лирических произведений.


Великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев в 1829 году публикует стихотворение о ранней весне «Весенние воды». Данный лирический текст состоит из трёх строф. Судя по всему, автор описывает первые мартовские дни, когда снег ещё не успел растаять, но тёплый сезон уже даёт о себе знать, воды «весной шумят», на чём Тютчев особенно акцентирует внимание читателя. Вода - это символ истоков, жизни и энергии. Именно так олицетворяет её автор, говоря о том, как она пробуждает в природе новую жизнь, что подчеркивается повтором и восклицанием: «Весна идёт, /Весна идёт!». Примерно так Ф.И. Тютчев представляет себе начало весны. Стоит также отметить, что данный сезон у поэта ассоциируется непосредственно с Родиной, ибо во время поездки за границу и было написано стихотворение «Весенние воды». Чувство ностальгии и тоски по родному месту вдохновили автора на создание очередного литературного произведения.

Но как же поэты-классики описывали позднюю весну? Здесь уместно будет привести в пример ещё одно стихотворение Ф.И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая». Речь идёт о поздней весне и об ожидании лета. Удивительно, что поэт находит красоту даже в нелётную погоду, когда в самом разгаре дождь и слышен грохот грозы. Особенно красочно Тютчев описывает оживившийся лес во время ливня: «не молкнет» птичий гам. Гроза условно находится в «диалоге» с окружающей средой: «Всё вторит весело громам». Природа здесь играет роль отдельного действующего лица, поэтому Тютчев вновь использует приём олицетворения: «...солнце нити золотит». История написания данного стихотворения ещё интереснее. Оно относится к раннему периоду творчества писателя - 1828 год, однако спустя длительное время Тютчев вновь к нему вернулся и переделал его, до нас дошел лишь второй вариант лирического произведения, написанный к 1854 году.

Таким образом, весенний пейзаж так часто запечатлён в различных произведениях искусства, в том числе и в литературе, потому, что весна любима многими людьми благодаря своей живописности. Именно в эту пору интересно наблюдать за теми же обитателями леса и в полной мере наслаждаться природой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Человек и «братья наши меньшие» в искусстве
  • Чем опасно равнодушное отношение к природе?
  • Почему нельзя допускать ошибок по отношению к природе?
  • Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?