Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир...


Познание окружающего мира - это непрерывный процесс и деятельность, которой занимается человек на протяжении всей своей жизни. Годы идут стремительно, осуществляются научные открытия и исследования, а деятели искусства разных областей создают новое культурное наследие. Чтобы начать глубже познавать мир, необходимо приобщаться к культуре. Помочь в этом могут книги. Книги - настоящий нравственный наставник человека, дающий ответы на самые разные вопросы и помогающий людям духовно развиваться и больше узнавать об истории, искусстве и психологии.

Примеров таких книг среди художественной литературы несметное множество. Одним из ярких примеров стал роман-эпопея Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». В самом произведении поднимаются разные остросоциальные темы: война и чувство долга, милосердие к ближнему, патриотизм, невзаимная любовь. Оттого читатель узнаёт много нового для себя и расширяет свой кругозор.

Стоит отметить, что роман Шолохова затрагивает не одно историческое событие: это Первая мировая война (1914-1918), Февральская и Октябрьская революции (1917), Гражданская война (1917-1922 года). Нельзя также забывать и о том, что «Тихий Дон» - это полноценная тетралогия о быте и жизненных ценностях донских казаков. Оттого все исторические события, описанные автором, пропускаются через призму восприятия жителей Дона и их философии.


Главным героем романа является Григорий Пантелеевич Мелехов. На протяжении всего произведения казак испытывает внутренний конфликт и душевную неопределенность, которая касалась не только политики, но и любви и семейных ценностей в целом.

Показателен эпизод первого убийства Григория в период Первой мировой войны, когда он убил австрийского солдата, однако ни удовлетворения, ни чувства гордости за свой поступок воин не испытал. С одной стороны, Мелехов исполнил долг Родине, с другой, испытал настоящие душевные муки. Понимая, что австриец - такой же человек, как он, герой почувствовал к нему жалость: «гнусь и недоумение комкали душу». Здесь автор ясно даёт понять, что Григорий Пантелеевич - не хладнокровный убийца, а человек, который склонен к состраданию и осознанию ужаса войны. Также Мелехов запрещает своей семье заниматься мародёрством, несмотря на то, что традиция донских казаков позволяла им это делать. Было принято забирать вещи из дома побежденного врага, но Григорий не считал подобное допустимым для себя и своих родных.

Помимо войны и революционных настроений, М.А. Шолохов также описывает взаимоотношения между людьми. В произведении особенно важна тема любви, которая является особенно болезненной для Мелехова. Главный герой мучается от неопределённости: будучи женатым на Наталье Коршуновой, он влюбился в замужнюю Аксинью Астахову. Понимая, что чувства к супруге не такие сильные, казак ещё больше привязывается к своей новой возлюбленной, что приносит много боли Наталье. Однажды он даже напрямую сказал ей: «Чужая ты какая-то». Лишь после смерти жены Мелехов понял, что по-своему любил и Коршунову. Так автор показывает, как проявляет себя человек в зависимости от разных жизненных обстоятельств.

Таким образом, роман-эпопея М.А. Шолохова помогает читателю ближе приобщиться к культуре благодаря тому, что автор затрагивает разные аспекты человеческой жизни и позволяет читателю поразмышлять над философскими вопросами нашего бытия и понять: что такое настоящее чувство долга перед Отчизной и какой должна быть настоящая любовь.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Какое художественное произведение (музыка, фильм, спектакль) я могу назвать своим «учебником жизни»?
  • Может ли произведение искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) помочь в решении жизненных вопросов?
  • Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства (книгой, музыкой, фильмом, спектаклем)?
  • Художественное произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое заставило меня переживать