Помогает ли искусство осмыслить реальность и даже изменить её?


Наблюдая за произведениями искусства, люди размышляют над многими вопросами, приходят к важным жизненным истинам, которые касаются как лично их, так и общество в целом. Воспринимая искусство, человек начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя. Искусство помогает человеку понять, что нужно изменить в собственной жизни и в общественном существовании в целом для того, чтобы жизнь стала лучше.

Над тем, что искусство помогает осмыслить реальность и даже изменить ее, заставляют задуматься многие художественные произведения отечественных и зарубежных писателей.


В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» продемонстрировано, что прослушивание песни, исполняемой Наташей Ростовой, помогло Николаю Ростову прийти к важной жизненной истине. Автору удалось выразительно показать удрученное состояние героя, который переживал из-за того, что проиграл в карты Долохову крупную денежную сумму. Тяготясь окружающим его весельем в родительском доме, Николай не понимал, как сейчас может петь его сестра Наташа: «Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь». Но именно пение Наташи помогло Николаю отпустить все переживания по поводу долга, он начал воспринимать сложившуюся ситуацию спокойно, больше не относясь к ней как к трагедии. Л.Н. Толстой показал, к какому выводу пришел Николай Ростов, слушавший пение сестры: «Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – все это вздор… а вот оно настоящее». Так, в данном эпизоде автору удалось продемонстрировать, как искусство помогло герою осмыслить реальность.

Над тем, что искусство помогает осмыслить реальность и даже изменить ее, заставляет задуматься и рассказ Р. Брэдбери «Улыбка». Автор описывает то, как подошедший к картине «Мона Лиза» мальчик Том, отвечая на «таинственно-печальный» взгляд изображенной женщины, «чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка». В рассказе показано, что Том не может плюнуть на картину, ради чего собрались все люди в очереди с раннего утра, аргументируя свое нежелание следующим образом: «Но она же красивая!». Хоть этого не наблюдается в самом повествовании, но читателю становится понятно, что наблюдение за картиной помогло Тому осознать, в какое отвратительное время он живет, какими безнравственными являются окружающие его люди, которые плюют в настоящие произведения искусства и даже уничтожают их. В рассказе неслучайно появляются следующие размышления одного из стоящих в очереди для того, чтобы плюнуть в картину: «А я говорю, появится. Человек, у которого душа лежит к красивому. Он вернет нам – нет, не старую, а, так сказать, ограниченную цивилизацию, такую, чтобы мы могли жить мирно». Читатель задумывается над тем, что этим человеком может стать мальчик Том, и именно уничтожение «красивой» картины станет толчком к конкретным действиям по изменению реальной действительности.

Таким образом, искусство помогает человеку познавать окружающую действительность и самого себя, наталкивает его на мысли и даже действия по изменению реальности.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Обращаясь к искусству, я ищу героев, похожих на меня, или хочу быть похожим на героев?
  • В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?
  • Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле)
  • Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?