Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство — две вещи несовместные»?


В словах Моцарта, героя пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери», отражена авторская позиция: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Писатель показывает: от того, что Сальери отравил Моцарта, он не стал гением. В финале произведения и вовсе продемонстрировано, что Сальери размышляет над тем, что Моцарт был прав, когда говорил о том, что гений не сочетается со злодейством.

С точкой зрения А.С. Пушкина нельзя не согласиться. Истинная гениальность предполагает наличие у человека не только таланта и мастерства, но и нравственного начала. Об этом говорили многие отечественные публицисты и писатели.


Проблема несовместимости гениальности и злодейства находит отражение в публицистическом сборнике Д.А. Гранина «Священный дар». Обращаясь к пушкинскому произведению, автор утверждает, что Сальери, в отличие от Моцарта, не является гением, несмотря на то что они были «равноправными сыновьями гармонии». Именно совершенное злодеяние «открыло истинную, темную сущность», показав и всем окружающим, и даже самому Сальери, что он не гений. Цель гения, по мнению публициста, не может заключаться в том, чтобы «творить зло», наоборот, предназначение гения – «нести правду, истину, красоту, добро». Неслучайно Д.А. Гранин обращается к стихотворению А.С. Пушкина «Памятник», в котором прослеживается мысль о том, что назначение поэта заключается в том, чтобы «лирой пробуждать» «чувства добрые», «восславлять свободу», «милость к падшим призывать» и в целом быть «любезным народу». Д.А. Гранин называет нравственность «пробой гения», с помощью которой отделяется истинная и мнимая гениальность. Публицист утверждает, что люди «отбирают», то есть признают величие автора, делая его творчество вечным и незабвенным, «лишь тех, кто несет нравственное начало».

Над тем, что «гений и злодейство – две вещи несовместные», заставляет задуматься и повесть Н.В. Гоголя «Портрет». До начала работы над портретом ростовщика творчество отца художника Б. любили в обществе, ему даже «давали беспрестанно заказы в церкви». Поэтому неудивительно, что никто не сомневался в том, что конкурс на картину для вновь отстроенной богатой церкви выиграет именно отец художника Б. Однако работа героя «была отвергнута», поскольку на ней каждый образ имел «демонски-сокрушительные» глаза ростовщика. Н.В. Гоголь выражает мысль о том, что не могло быть гениальным произведение художника, чьей рукой «водило нечистое чувство», чья кисть была «дьявольским оружием». Осознав это, отец художника Б. пришел к выводу, что «недостоин взяться за кисть, что она осквернена, что трудом и великими жертвами он должен прежде очистить свою душу». Только тогда, когда отцу художнику Б. удалось избавиться от воздействия зловещего портрета ростовщика, он создал поистине гениальное произведение.

Таким образом, нельзя не согласиться со словами пушкинского героя о том, что злодейство и гений несовместимы друг с другом, поскольку гений подразумевает не только талант, но и желание приносить обществу пользу, а не вред.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Как влияют произведения искусства на внутренний мир человека?
  • Прикосновение к шедевру искусства – это путь к самопознанию
  • Как Вы понимаете призыв Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?
  • Должно ли искусство быть гражданственным?