Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?


Классическими большинство литературных произведений становятся благодаря «вечным» темам и проблемам. Те истины, которые закладывают в своих произведения писатели, понимаются читателями и спустя сотни и даже тысячи лет. «Вечными» являются нравственные проблемы, которые являются актуальными во все времена. Жизнь, свобода, любовь, дружба, семья, духовность, общественно значимая деятельность, искусство, доброта, патриотизм, верность, справедливость, истина и многое другое – это те общечеловеческие ценности, которые утверждаются авторами тех произведений, которые стали классикой.

Обратимся к нескольким классическим произведениям литературы и рассмотрим поднятые в них нравственные проблемы.


В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через обращение к нескольким «мирам» – Ершалаиму прошлого, Москве 30-х годов и миру Вечности – выражается авторская позиция относительно истинных и мнимых человеческих ценностей. Помещая в повествование образы свиты Воланда, наказывающих порочных людей, писатель подчеркивает, что высокое социальное положение, власть, деньги и другие материальные вещи – это мнимые ценности, стремление к которым лишь ухудшает человеческую жизнь. Описывая историю любви Мастера и Маргариты, М.А. Булгаков утверждает ценность любви. Читатель видит, что главные герои находят счастье не в материальных ценностях, а в возможности быть рядом друг с другом, любить и быть любимыми. На примере остающегося верным собственной позиции даже на пороге смерти Иешуа Га-Ноцри демонстрируется ценность служения обществу. С помощью образа Мастера, который создает самостоятельное, независящее от власти произведение, писатель подчеркивает значение искусства.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» развенчивается античеловеческая теория главного героя, согласно которой люди делятся на «особенных», «право имеющих» и «тварей дрожащих», выступающий в качестве «строительного материала». Авторская позиция выражается через слова Сонечки Мармеладовой, которая утверждает, что ни один человек не имеет права решать, кто якобы достоин и не достоин жить. То, что во сне Раскольников вспоминает свои детские чувства, когда увидел до смерти забитую лошадь, помогает понять, что по природе своей главный герой – добрый и сострадательный человек. В финале романа показано, что Раскольников встает на путь раскаяния. Так автор дает своему герою возможность отказаться от ужасающей теории, исправиться, стать другим человеком, возродиться. С помощью образа Сонечки Мармеладовой, которая оказала огромное влияние на Раскольникова, Ф.М. Достоевский утверждает такие ценности, как вера в Бога, любовь к ближнему, милосердие, сострадание и самопожертвование.

Таким образом, в романе «Мастер и Маргарита» утверждаются такие общечеловеческие ценности, как любовь, служение обществу, искусство и др., а в романе «Преступление и наказание» – жизнь, любовь к ближнему, вера в Бога и др.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Сохранить человечность на войне… (по страницам литературы XIX-XXI вв.)
  • Какие ещё произведения отечественной литературы могли бы носить название или подзаголовок «Отцы и дети»?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Нужно ли классическое искусство современному человеку?