Шаги цивилизации: обретения и потери


С развитием науки и техники люди не только обретают новые знания и возможности для познания окружающего мира, но и теряют интерес к таким культурным ценностям, как живопись, скульптура, литература, а также становятся зацикленными на процессе технизации, который в свою очередь разрушает нравственность человека.

Над тем, что с развитием цивилизации люди и что-то обретают, и что-то теряют, заставляют задуматься многие художественные и публицистические произведения отечественных авторов.


Д.С. Лихачев рассуждает о техническом прогрессе в «Письмах о добром и прекрасном». В письме «Об искусстве слова и филологии» автор говорит о развитии науки, подчеркивая, что за счет дифференциации и возникновения связующих дисциплин с каждым разом появляется все больше и больше научных областей. В письме «Учитесь учиться!» публицист говорит о том, что современное ему поколение вступает в «век машин и роботов». Д.С. Лихачев утверждает, что техника возьмет на себя физический труд, расчеты, вычисления, чертежи и др. Несмотря на то что в перечисленном выше нет ничего плохого, развитие техники может привести и к негативным последствиям. Публицист рассуждает о том, что в большей мере техника служит «умерщвлению культуры, чем продлению жизни культуры». С помощью строительных кранов, бульдозеров, экскаваторов градостроители и реставраторы уничтожают как уже существующие, так еще не открытые памятники культуры. Поэтому Д.С. Лихачев призывает, чтобы человек был не просто «человеком науки», а «человеком нравственно отвечающим» за технику, которая не обладает «нравственной ответственностью».

Об обретениях и потерях с развитием техники рассуждает и М. Гелприн в рассказе «Свеча горела». В повествовании говорится о том, что в обществе появились такие дисциплины, как виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники, кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. В этом не было бы ничего плохого, если бы они не замещали гуманитарные дисциплины. Главный герой говорит о том, что «литература, история, география отошли на задний план». Рассказывая Максиму о том, что предмет литературы сначала исчез из общеобразовательных школ, а затем и из специальных школ, Андрей Петрович с сожалением говорит о том, что людям было «некогда» читать, что вместо литературы люди стали увлекаться «играми», «всякими тестами, квестами». Учитель литературы Андрей Петрович говорит о том, что из-за того, что литература «не ужилась с прогрессом», она «умерла». Автор выражает мысль о том, что данное событие негативно сказалось на обществе, поскольку литература «формировала умы» «определяла внутренний мир человека, его духовность», следовательно, смерть литературы означала смерть духовности. Примечательно, что о «детской бездуховности» задумывается не только учитель литературы Андрей Петрович, но и Максим, который оказался роботом. Автор обращает читательское внимание на то, что даже машина, которая должна была служить техническому прогрессу, осознала негативные последствия технизации жизни.

Таким образом, обретениями цивилизации является появление новых технологий, новых научных областей, которые помогают человеку познавать окружающий мир, а потери цивилизации заключаются в том, что люди ставят нравственность и культуру лишь на второй план.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Почему общение с природой важно для человека?
  • Способна ли природа давать подсказки человеку?
  • Человек и природная стихия
  • В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?