Почему литературу часто называют «человековедением»?


Нередко литературу называют «человековедением». С чем же связана такая характеристика? В своих художественных произведениях писатели обращают внимание на человека во всех его проявлениях: они раскрывают внутренний мир человека, его душевные переживания и терзания, его чувства и эмоции, они показывают различные перипетии в судьбах разных людей, трудность и простоту их жизни, их беды и приятные события, их счастья и несчастья, они демонстрируют особенности взаимоотношений человека с другими людьми, с природой, Родиной, окружающим миром и самим собой. Художники слова раскрывают человека с разных сторон, литературные произведения учат понимать себя и других людей.

Над тем, почему литературу часто называют «человековедением», заставляют задуматься многие художественные произведения, например, роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон».


В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» особое внимание уделяется раскрытию образа главного героя Григория Печорина. Не главы, а отдельные повести с законченным сюжетом и самостоятельной системой образов помогают раскрыть характеры большого количества персонажей, продемонстрировать взаимоотношения Печорина с совершенно разными людьми в совершенно разных условиях и обстоятельствах. Образ центрального персонажа раскрывается не только через данные другими людьми характеристики (Максима Максимыча, который общался с Печориным и долгое время считал его своим другом; рассказчика, который видел Печорина лишь один раз в жизни), но и через самохарактеристики (в «Журнале Печорина» главный герой сам без прикрас рассказывает о своей жизни, оценивает собственные поступки и делится своими мыслями). Все композиционные особенности направлены на то, чтобы подчеркнуть противоречивый и неоднозначный образ Печорина, которого нельзя назвать ни исключительно положительным, ни исключительно отрицательным героем. Лермонтовский замысел заключался в том, что изобразить «историю души человеческой». Но, раскрывая особенности внутреннего мира одного Печорина, автор демонстрирует сущность целого поколения. Главный герой, как отмечает писатель, был «портретом, составленным из пороков всего поколения». Называя Печорина «героем времени», М.Ю. Лермонтов показал, что лучшие умы 1830-х гг. были «лишними», так как после разгрома декабристского восстания они не имели возможности реализовать свои сильные стороны.

В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» особое внимание уделяется внутреннему миру Григория Мелехова, его переживаниям относительно событий в стране и относительно любовных отношений с Натальей Коршуновой и Аксиньей Астаховой. Наличие в произведении двух пластов – военного и бытового – помогает в раскрытии человеческого существования в разных условиях. Автор, показывая зарождение и развитие революции и Гражданской войны, демонстрирует неоднозначные взаимоотношения между людьми: соседи, друзья и даже родственники восстают друг против друга, оказываясь по разные стороны. Поднимая нравственные проблемы, писатель демонстрирует любовные, супружеские, семейные, дружеские, вражеские взаимоотношения. М.А. Шолохову удалось показать и общественно-политическую, и нравственную сторону жизни поколения Гражданской войны.

Таким образом, литературу можно назвать «человековедением», потому что в произведениях раскрываются судьбы людей, их характеры, чувства, переживания, взаимоотношения с собой и окружающей действительностью.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?
  • Человек и «братья наши меньшие» в литературе
  • Согласны ли Вы с утверждением А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
  • Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?