Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Григорий Печорин — главный герой известного романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Образ Печорина сложный и многогранный, и чтобы понять его, нужно проанализировать поступки его и персонажей, изучить общественные настроения того времени. В каждой главе раскрываются самые разнообразные качества героя, которые позволяют сделать вывод о его характере и мировоззрении.



Портретная характеристика Печорина

Лермонтов обрисовывает Печорина с самых разных сторон. В повести «Бэла» Григорий Александрович показан глазами штабс-капитана Максим Максимыча, в следующей повести — с точки зрения рассказчика, в последующих трех повестях читатель сам должен оценить главного героя, анализируя его поступки и принципы.

Григорий Александрович Печорин — офицер двадцати пяти лет, дворянин, по мнению Максим Максимыча, «славный малый». Его внешность и поведение рассказчик называет странными. Например, Печорин проявлял храбрость в бою и охоте на дикого зверя, но вздрагивал, если неожиданно хлопала форточка. Он то заразительно смеялся, то был необыкновенно грустен. Выглядел он как типичный представитель дворянства того времени. Бледный, худой, в новеньком мундире. Был образован и воспитан так, как принято в светском обществе. Его внешность была аристократичной и утонченной. Он обладал стройной и вместе с тем мужественной фигурой. Его лицо было бледным, глаза карими, кудри черными. Автор говорит, что герой имел признак породы — черные усы и брови.

Печорин был богат, так как у него имелось много дорогих вещей и денег. Имея благородное происхождение и холодный рассудок, он умел нравится женщинам, причем совершенно разным: и черкешенке, и светской даме. Герой отлично знал женскую психологию, поэтому умело манипулировал теми, кто встречался на его пути. При этом мог цинично отзываться об их внешности. Печорин не ценил любовь и заботу, которую проявляли к нему окружающие, потому что главной чертой его был эгоизм Сильных женщин он не любит, ему по душе мягкие и покладистые натуры, способные раствориться в нем.

Ходит он прямо, не размахивая руками. Это говорит том, что Григорий Александрович имел скрытный характер. Печорин признавался, что он несчастный человек, и всех вокруг тоже делает несчастными.

Цитатная характеристика Печорина

Из слов Максим Максимыча мы впервые узнаем о главном герое.

«Его звали… Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый…»

«Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький…»

«С большими был странностями…»

Рассказчик видит Печорина таким:

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…»

«…я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать…»

«…усы его и брови были черные — признак породы в человеке».

«…зубы ослепительной белизны и карие глаза…они не смеялись, когда он смеялся! Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Материальное состояние:

«…должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!»

В отношениях с женщинами был настойчив, хитер.

«…только я вам даю мое честное слово, что она будет моя…»

«…только я вам даю мое честное слово, что она будет моя…Хотите пари? — сказал он, — через неделю!»

Характер Печорина

«…у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…»

«Глупец я или злодей, не знаю».

«…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало…»

«Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера»

«…мое единственное назначение на земле — разрушать чужие надежды…»

«и мне стало скучнее прежнего».

«Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…»

«У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

«…и если вы мне объявите войну, то я буду беспощаден».

«…первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает…»

«Я сделался нравственным калекой…»

Печорин не может быть настоящим другом.

«…я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается».

«я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..»

Взаимоотношения Печорина с другими героями произведения

Взаимоотношения Печорина с другими персонажами помогают глубже понять его характер и внутренние принципы. Можно отметить, что ни один из людей, с которыми ему пришлось общаться, не стал Григорию Александровичу близким и родным человеком. Все отношения главного героя можно условно разделить на отношения с женщинами, приятелями и теми, кто ему не нравился.

Для Печорина главной в жизни была любовь. Он мог страстно увлечься какой-нибудь девушкой, использовать самые различные способы ее завоевания, быть обольстительным, хитрым и привлекательным, и в конце концов добиться желаемой цели. Однако вскоре ему становилось скучно со своей дамой сердца, и он отдалялся. Ярким примером служат отношения с Бэлой. Выкрав черкешенку у отца, Печорин стал добиваться её подарками, ласковыми словами и уговорами. Когда же она искренне полюбила русского офицера, стала ему не нужна.

В отношениях с княжной Мери любви не было. Григорий Александрович стал завоевывать девушку, чтобы потешить свое самолюбие и доказать Грушницкому свою значимость. В результате разрушил жизни нескольких людей. Печорин осознавал это и говорил, что его любовь не принесла никому счастья, потому что он любил только для своего удовольствия.

Настоящих друзей у главного героя тоже не было. Максим Максимыч искренне считал Григория своим другом, ведь их связывало боевое прошлое и смерть Бэлы. Однако Печорин не захотел увидеться со штабс-капитаном. Он сухо поздоровался с ним и уехал в Персию.

Приятель Грушницкий радостно встретив Печорина, оказывается предметом зависти. Главный герой подло поступает с молоденьким офицером, в результате чего тот погибает. Ни о какой дружбе не может идти и речи.

Привычка любопытствовать и вмешиваться в чужие судьбы часто приводит к печальным последствиям. Именно это произошло в главе «Тамань», когда Печорин не смог сдержаться и начал следить за ундиной и слепым мальчиком. Девушка чуть было не утопила героя, а после была вынуждена уехать с контрабандистом Янко, оставив старуху и слепого подростка на произвол судьбы.


Эволюция Печорина в процессе развития сюжета

Эволюция души героя прослеживается с первой главы «Бэлы». Автор целенаправленно выбирает такой порядок глав, чтобы с максимальной точностью показать изменения, которые происходили с Печориным.

Сначала перед нами появляется молодой офицер, страстный, горячий, наполненный максимализмом. Ему необходима любовь черкешенки, и он готов сделать все, чтобы достичь своей цели. Но страсть скоро проходит, и на смену ей приходит скука, разочарование и вывод, что любовь черкешенки ничем не лучше любви светской дамы. Печорин показан эгоистичным человеком, который оказывается равнодушен к судьбам других людей. Он даже не подумал о том, что Бэле может грозить смерть, не переживал, что погиб отец девушки, полностью изменилась судьба Азамата, брата черкешенки.

В главе «Максим Максимыч» Григорий Александрович вновь разочаровывает своими поступками. Он пренебрегает дружбой со штабс-капитаном, не хочет встретиться с приятелем и вспомнить былое. В результате пожилой офицер обижается на Печорина и делает о нем не очень хорошие выводы. А читатель понимает, что главный герой абсолютно равнодушен и холоден к людям, которые относятся к нему с душевной теплотой.

Глава «Тамань» показывает уже повзрослевшего внутренне героя. Он полон жизненной энергии, любопытства, деятельности. Офицер хочет дойти до сути и распутать этот загадочный клубок преступления. Когда история заканчивается, главный герой испытывает искреннее сожаление, что вмешался в судьбы этих людей. Теперь непонятно, что станет со слепым и старухой.

В «Княжне Мери» перед нами опытный мужчина, который стоит выше Грушницкого. Печорину не нравятся юношеское актерство приятеля, его пустота и фальшь. Именно поэтому Григорий идет на нелицеприятный поступок — влюбляет в себя княжну Лиговскую. При этом он прекрасно понимает, что никогда не сможет дать ей любви. Юношеский максимализм Грушницкого, его понятия о чести приводят к дуэли. Но стоит заметить, что Печорин ведет себя здесь благородно и уступает сопернику стрелять первым. Тот мог бы остановится, но звучит выстрел. В результате Грушницкий погибает.

Последняя глава «Фаталист» представляет Печорина, как человека полностью разочарованного и одинокого. Тем не менее офицер верит в судьбу: что начерчено, того не изменить. Вулич — подтверждение этому. Герой избегает смерти от игры «русская рулетка», но погибает от шашки пьяного казака. Печорин замечает, что может предвидеть судьбы людей. Он не прошел испытания любовью, дружбой, но смог понять и изменить себя.

Прототипы Печорина

Литературоведы выдвигают различные точки зрения по поводу прототипов Григория Александровича Печорина. В основном, приходят к выводу, что главный герой — это вымышленный персонаж, который имел общие черты с пушкинским Евгением Онегиным. Даже фамилии у героев обозначают названия рек — Онега и Печора. Некоторые считают, что прототипом мог быть граф Андрей Шувалов. Внешнее сходство графа и лермонтовского героя очевидно. Их отличала стройная фигура, красивое лицо, скрывавшее свои нервные движения. Шувалов очень нравился женщинам, принимал участие в боевых действиях против горцев. Предполагают, что на Кавказ он был отправлен из-за дуэли. В 1838 году граф встретился с Лермонтовым, как раз в это время поэт начал работу над своим романом «Герой нашего времени».

Конечно, Печорин — это не какой-то единичный человек, с которого писались черты и характер. Лермонтов в самом начале романа сообщает, что созданный им образ — это портрет, созданный из пороков общества.

Определение типического и индивидуального в образе Печорина

Григорий Александрович Печорин — представитель молодежи того времени. Автор постарался собрать все важные черты характера, которые были присущи молодым дворянам. Особенно ярко отрицательные черты проявляются в главе «княжна Мери». Здесь Печорин становится не только наблюдателем за душами людей, он активно включается в действие: провоцирует, заставляет любить, ненавидеть, погибать. Ему было важно разоблачить Грушницкого, доказать, что он на самом деле тщеславен, малодушен, низок. Для этого Печорину приходится играть роль и влюбить в себя княжну Лиговскую. Он не задумывался над тем, что доставит ей страдания. Вместе с тем ему хочется поступить благородно, и он предоставляет возможность Грушницкому признать свою вину и покаяться, но тот не может подняться до уровня оппонента. Многие осуждают главного героя за то, что он так подло поступил с Мери, но этот жизненный опыт позволил ей быть внимательнее к людям. Девушка сможет различить обман и выберет достойного спутника жизни.

Главная черта характера Печорина — противоречивость. В нем живут два человека. Один действует, другой дает суждения его поступкам. Эта индивидуальная черта, присущая герою, не могла быть у всех представителей молодежи. Эгоизм, равнодушие, скука — вот то, что можно было выделить у многих людей того времени, но судить себя, наказывать, оправдывать было дано не всем. Это отличало Печорина от остальных и позволяло ставить его выше всех.

Авторское отношение к Печорину

Отношение автора к герою можно назвать неопределенным. Лермонтов намеренно избегает давать оценку Печорину, позволяя читателям самим сделать свои выводы. Автор лишь сторонний наблюдатель, а не действующее лицо, которое рассуждает над поступками героя.

Из предисловия мы узнаем, что Печорин всего лишь знакомый автора, однако те черты, которые есть у него, можно найти у многих молодых людей того времени. Публикуя заметки Григория Александровича, рассказчик называет главного героя человеком «зрелого ума», отмечает его неординарность и искренность. При этом дневники обязательно нужно опубликовать, так как они станут полезными для читателей. Именно там можно найти объяснения тем поступкам, которые совершает не только Печорин, но и другие представители молодого дворянства.

Мое отношение к Печорину

Для меня Григорий Александрович Печорин не является злодеем, скорее наоборот, он жертва обстоятельств и того времени, в котором ему пришлось жить. Анализируя текст, можно прийти к выводу, что герой — несчастный человек. Иногда он сам не может справиться со своими чувствами. Так произошло в главе «Бэла». Вспыхнувшая в нем страсть затуманила разум. Может быть, он искренне надеялся, что любит черкешенку. Да, он использует нечестные способы, когда пытается склонить ее к любви, и в этом присутствует его вина. Однако в финале он, как и все остальные герои, тоже несчастлив. На его душе будет всегда лежать груз совершенного им поступка. Именно поэтому в следующей главе Печорин не захотел встретиться с Максим Максимычем. Рана его была слишком велика. Он искренен в том, что не кидается в объятия старого приятеля, а старается избежать общения. Отсутствие фальшив его поведении — это самое ценное, что есть в герое.

В главе княжна Мери я также нисколько не осуждаю главного героя. Он, который не терпит лжи, тщеславия, бравады, разоблачает Грушницкого. Создает ситуацию, при которой молоденький офицер должен глубже понять себя и признать свою подлость, но тот не захотел этого. Переживания княжны Лиговской пройдут, а накопленная мудрость останется. Теперь она умеет разбираться в людях, и не позволит лжи и фальши возникнуть в будущих отношениях.

В последней главе Печорин показан как человек, который верит в судьбу. Он сразу же замечает «печать смерти» на лице Вулича. Тот производит выстрел себе в висок и остается жить, но нелепая смерть от шашки пьяного казака показывает предопределенность. Везде, где появляется Печорин, происходят несчастья, он винит себя в этом и страдает больше всех.

Вывод

Таким образом, главный герой романа Лермонтова — личность необычная и интересная, изучить ее полностью невозможно. Он не смог обрести счастье ни в любви, ни в дружбе. Его спутники — скука и одиночество, именно поэтому умирает он вдалеке от родных и близких людей, по дороге в Персию. Человек, который обрекает других людей на страдания, заслуживает только одного — разочарования и одинокой смерти.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Бэлы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Максима Максимыча в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ княжны Мэри в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Грушницкого в романе Лермонтова «Герой нашего времени»