Образ Бэлы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывается психологический тип молодого дворянина первой трети 19 века. Автор сталкивает главного героя с различными людьми. Как правило, это представители разных сословий, возрастов и характеров. Это помогает читателю проникнуть в тайны его души и понять мотивы поступков. Среди множества женских персонажей особое место отводится Бэле, речь о которой идет в первой главе.



Портретная характеристика Бэлы

Бэла — это черкесская девушка шестнадцати лет, выросшая в горном ауле. У нее есть отец, пожилой человек, мирной князь, старшая сестра и брат Азамат. Княжна была красавицей, гордой, независимой и свободолюбивой. Она была стройной, хрупкой, с большими черными глазами. Девушка обладала несколькими талантами: она хорошо пела, танцевала и вышивала золотом. Нрав у Бэлы веселый, она постоянно смеялась, подшучивала, как будто играла. Это понятно, ведь Бэла было почти ребенком.

Впервые она познакомилась с Печориным во время свадьбы сестры. Ей приглянулся молодой офицер, и девушка сама обратила на него внимание. Она спела ему песню, в которой говорилось о том, что перед ней мужчина очень красивый, но быть ему с ней вместе не суждено, так как они очень разные. Действительно, Бэла была не похожа на тех женщин, которых знал Печорин. Она получила традиционное воспитание, свойственное кавказским женщинам. Для нее честь и женское достоинство было выше всего. Офицер называет ее «дикаркой», так как она боялась его и сопротивлялась его любви. Завоевав девушку, Печорин стал наряжать ее как куколку, одаривать подарками. Бэла похорошела и была счастлива. Но как только офицеру наскучила черкешенка, ее красота потускнела. Она поняла, что надоела возлюбленному, однако ее гордость не позволяет жаловаться и выпрашивать ласки. Она предлагает отпустить ее домой, если любовь ее больше не нужна.

После ранения девушка теряет всю свою прелесть. Понимая, что умирает, жалеет, что ее вера отличается от веры Печорина. На предложение Максима Максимыча покреститься, отказывается.

Цитатная характеристика Бэлы

Первое знакомство Григория Александровича и Бэлы состоялось в ауле на свадьбе старшей сестры.

«…я шепнул Григорью Александровичу: «Ну что, какова?» — «Прелесть! — отвечал он. — А как ее зовут?» — «Ее зовут Бэлою».

«…она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу».

Поведение Бэлы после похищения Печориным.

«…сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна…»

«…все грустила, напевала свои песни вполголоса, так что, бывало, и мне становилось грустно…»

«Я твоя пленница… твоя раба; конечно ты можешь меня принудить…»

«Дьявол, а не женщина!»

«…с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления. Да, они были счастливы!»

«Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила» (отношения с Максим Максимычем).

«…она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках… Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала…»

Внешность и поведение Бэлы после того, как Печорин охладел к ней.

«…ни одной жалобы, ни одного упрека за долгое отсутствие…»

«…она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели».

«…она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу» (последние минуты жизни Бэлы).

Взаимоотношения Бэлы с другими героями произведения

Бэла — черкешенка. В родном доме она общалась с родными людьми так, как требовало ее воспитание. Попав к Печорину, она ведет себя как независимая и гордая кавказская женщина. Ей нравится молодой офицер, но она упорствует и не хочет сдаваться, так как кража произошла против воли ее родителей. Никакие подарки и сладкие речи не могут изменить ее решения. Только хитрость Печорина толкает Бэлу к нему в объятия. После нескольких дней плена он разрешил ей уйти и отправиться к отцу. Что чувствовала девушка, невозможно передать. Она прекрасно понимала, что уже не может вернуться, так как это будет позором, поэтому она отдает себя во власть Печорина.

Любовь Бэлы страстная, сильная, она любит своего Григория Александровича всем сердцем, чувствует любые изменения настроения, поэтому она сразу же заметила охлаждение. Возлюбленный отдалился от нее, стал холодным и чужим. Она старалась привлечь его внимание, но все было бесполезно. Смерть стала единственным спасением для девушки.

Отношения отца и дочери сложились у Бэлы и Максим Максимыча. Штабс-капитан испытывал к девушке нежность и заботу, а она делилась с ним своими чувствами. Он переживал из-за того, что его приятель разлюбил черкешенку, но разговоры об этом ни к чему не приводили. Когда Бэла умерла, именно старик взялся похоронить ее, однако ему было горько, что девушка не вспомнила о нем в последние минуты жизни.


Эволюция Бэлы в процессе развития сюжета

В начале главы перед читателем предстает красивая черкешенка, для которой важным является соблюдение традиций, гордость и честь. Увидев первый раз Печорина, Бэла понимает, что не сможет быть вместе с ним. В своей песне, адресованной герою, она четко об этом говорит. Они слишком разные, чтобы любить друг друга.

Однако Григорий Александрович, вопреки всем законам, решает завладеть девушкой. Используя нечестные методы, он пытается склонить ее к любви. Бэле очень нравится Печорин, но гордость не позволяет сразу же броситься к нему в объятия. С помощью хитрости молодой человек все же добивается черкешенки. Их любовь длилась четыре месяца. Девушка обожала своего похитителя и надеялась, что эти отношения продлятся вечность. Она расцвела, похорошела. Но офицеру быстро надоела любовь Бэлы, он стал отдаляться от нее.

И если счастье изменило девушку, сделало ее более привлекательной, то охлаждение Печорина имело обратный эффект. Она часто плакала, грустила, переживала, что ее возлюбленный не хочет быть с ней вместе. Изменения коснулись даже внешности. Она похудела и стала выглядеть бледной и измученной. Бэла прекрасно понимала, что их отношения завершены, и трагический исход предрешен. Можно сказать, что она утратила интерес к жизни и сама, вопреки предупреждениям, вышла из крепости.

Таким образом, перед нами героиня, которая из беззаботной горянки превратилась в любящую страстную женщину, а потом в разочарованную и несчастную жертву Печорина.

Прототипы Бэлы

У героини Бэлы были реальные прототипы. Во времена Лермонтова многие офицеры, служившие на Кавказе, влюблялись в кавказских женщин, только у всех эти истории заканчивались по-разному. Есть мнение, что прообразом Бэлы стала черкешенка Гуаша, в которую был влюблен друг поэта князь А. Долгорукий. Об этой истории написал убийца Лермонтова Мартынов. Он рассказывает о том, что князь и черкешенка полюбили друг друга, Гуаша общалась с ним свободно, не показывая робости или стыдливости. Оказывается, у этого народа незамужние девушки имели много свободы, а ограничения касались тех, кто имел мужа.

Другие литературоведы считают, что в основе лежит реальная история, которая произошла с Акимом Хасатовым, родственником М.Ю. Лермонтова. У Хасатова в доме жила татарка, с которой Аким Акимович имел любовную связь. После охлаждения отношений татарка не погибла, а была отпущена на волю.

По мнению исследователя А.В. Попова, прототипом Бэлы нужно считать Екатерину Нечволодову. Совсем маленькая, она была похищена из родного аула. Попав в дом графа Григория Нечволодова, она стала ему приемной дочерью. Её окрестили и дали ей православное имя. Девушка отличалась необычной яркой красотой. После смерти официальной жены граф женился на Екатерине. Дом Нечволодовых был известен в округе, у них бывали знаменитые историки и поэты 19 века. Среди них М.Ю. Лермонтов, который, увидев Екатерину, посвятил ей стихотворение «Черкешенка».

Определение типического и индивидуального в образе Бэлы

Бэла — одна из женщин, которая попалась в любовные сети Григория Печорина. Молодой офицер пользовался успехом у дам, поэтому мог легко покорить любую из них. В скором времени светские барышни ему надоели, так как были похожи одна на другую. Но встреча с Бэлой разожгла страсть в Печорине. Он увлекся молоденькой черкешенкой и захотел завоевать ее любыми способами. Она отличалась от тех женщин, которых он знал. Её индивидуальность проявлялась в ее гордом характере, простоте, открытости и кавказской красоте. Бэла была неприступной и долго не позволяла Печорину приблизиться к ней. Это еще больше будоражило страсть главного героя. Завоевать ее стало делом чести. Он даже спорит об этом с Максим Максимычем.

И вот когда она все же стала возлюбленной Печорина, в ней стали проявляться те же черты, что и во всех женщинах. Она требовала любви и внимания к себе, мечтала о долгом счастье, и вскоре надоела молодому человеку. Он, пытаясь найти объяснение своему поступку, признается, что любовь дикарки ничем не отличается от любви светской барышни. Финал истории не типичен. Бэла умирает, освобождая Печорина от обязательств.

Авторское отношение к Бэле

Образ Бэлы вызывает у автора только положительные чувства. Он восхищается ею и одновременно жалеет ее. Впервые он показывает нам ее совсем молоденькой, гордой, веселой, наделяя выразительной красотой горянки. Когда девушка оказывается в плену у Печорина, автор подчеркивает ее свободолюбивый характер, ее стремление вернуться в родные края. Бэла против того, чтобы нарушать заведенные порядки, поэтому она всеми силами противиться своей любви.

М.Ю. Лермонтов показывает Печорина, который с помощью хитрости и обмана добился возлюбленной, и покоренная Бэла становится самой любящей женщиной. Теперь она готова стать преданной и страстной, такой, которая нужна главному герою. При этом из-за своей гордости она не просит милостыню у возлюбленного, а переживает все в своем сердце, делясь лишь с Максим Максимычем, который заменил ей отца. К сожалению, Печорин не оценил ее чувств и отстранился от общения.

Автор сопереживает героине, он детально рассказывает о ее гибели, указывая на то, как изменилась девушка, хотя другого исхода для нее просто не было. Она, опозоренная, не смогла бы вернуться в родной аул. Конечно же, позиция автора ясна: в смерти Бэлы, ее отца виновен Печорин, который из-за эгоизма разрушил жизни людей.

Мое отношение к Бэле

У меня Бэла вызывает только положительные чувства. Эта героиня имеет сильный характер. Её гордости можно позавидовать. Она сопротивлялась Печорину и его настойчивости долго и упорно. Но она не знала всех тонкостей любовных интриг и хитростей, поэтому офицер смог добиться ее нечестным способом. Но и тут она не стала страдать, а всецело отдалась своей любви, стала покорной, страстной, любящей. Только, к сожалению, ее счастье длилось недолго. Для Печорина Бэла была лишь игрушкой, капризом. Он получил ее, а потом отодвинул в сторону, даже не подумав о чувствах юной черкешенки.

Девушка не смогла пережить такое разочарование. Она потихоньку угасала, даже внешне стала выглядеть хуже. Она потеряла самое ценное, что у нее было — любовь Печорина. Домой она тоже вернуться уже не могла. Отец был убит, брат пропал. К тому же по кавказским обычаям ее возвращение стало бы настоящим позором для нее. Мне кажется, автор жалеет свою героиню, поэтому выбирает для нее такой трагический финал. Она умирает на руках любимого человека. Лучшего исхода для такой ситуации быть не могло. Таким образом, Бэла стала невинной жертвой коварного молодого офицера, который думал лишь о себе и о том, часто становится причиной несчастья других людей. Однако что-то менять герой не торопится.

Вывод

Таким образом, главная героиня этой истории играет важную роль в судьбе Григория Печорина. Трагедия, произошедшая с Бэлой, еще долго будет терзать сердце молодого человека. Вспоминать об этом ему больше не захочется никогда.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Максима Максимыча в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ княжны Мэри в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Грушницкого в романе Лермонтова «Герой нашего времени»