«Даль свободного романа»: художественное своеобразие романа Пушкина «Евгений Онегин»


Рассуждая о замысле написания произведения, автор-герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» вспоминает: «Промчалось много, много дней // С тех пор, как юная Татьяна // И с ней Онегин в смутном сне // Явилися впервые мне – // И даль свободного романа // Я сквозь магический кристалл // Еще не ясно различал». Из этих строк видно, что А.С. Пушкин понимал, что его роман будет отличаться от других из-за своего «свободного» характера. В чем же заключается художественное своеобразие романа в стихах «Евгений Онегин»?

А.С. Пушкин, часто обращаясь к читателям и выражая собственное отношение как к явлениям реальной действительности, так и к персонажам романа в стихах, фактически ведет откровенный и свободный разговор с читателями. Автор не только рассказывает о событиях в жизни Евгения Онегина и других персонажей, но и рассуждает над философскими, общественными и бытовыми проблемами. Лирические отступления нередко обрывают сюжетную линию, связанную с образом Онегина, голос автора звучит постоянно, причем он звучит не отдаленно, а явно. А.С. Пушкин чувствует свободу, останавливая эпическое повествование, чтобы поделиться собственным мнением. Автора совершенно ничего не сковывает.


Говоря о том, что на первых этапах создания произведения он «даль свободного романа» «еще не ясно различал», А.С. Пушкин обращает читательское внимание на жанровую специфику. Лирическое начало, основанное на авторских отступлениях и стихотворной форме, сплетается с эпическим началом, которое организуется самим сюжетом. Это позволяет автору создать по-настоящему своеобразный жанр: роман в стихах. Если роман как жанр относится к эпосу, то А.С. Пушкин пишет роман не в эпической, а в лирической форме. Здесь проявляется «свобода» в жанровом отношении, автор не загоняет себя в рамки, расширяя возможности за счет двух начал: эпического и лирического. Рассуждая о разных явлениях, А.С. Пушкин фактически соединяет высокую поэзию с прозой жизни. Лирические размышления о философских и социальных категориях сливаются воедино с прозаической повседневностью и даже с сатирическими описаниями. В центре повествования романа в стихах находится не судьба Евгения Онегина, а быт и нравы российской действительности того времени. У А.С. Пушкина нет никаких рамок, ограничивающих его в рассмотрении каких-то конкретных проблем и вопросов, он рассуждает обо всем, что его волнует и интересует. Сам поэт и писатель назвал «Евгения Онегина» «собраньем пестрых глав».

Стоит также отметить, что «свобода» романа в стихах заключается в том, что работа над «Евгением Онегиным» шла довольно долгое время, а публиковался он частями, отдельными главами, которые постоянно подвергались авторским исправлениям.

Особенностью «свободного романа» также является то, что А.С. Пушкин оставляет финал произведения открытым. Жизнь Евгения Онегина, Татьяны Лариной и многих других персонажей продолжается. Читатель вправе додумать, как могла сложиться их дальнейшая судьба. То есть автор предоставляет свободу читателю.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какую роль в романе Пушкина «Евгений Онегин» играет открытый финал?
  • Какую роль играет автор в системе образов романа Пушкина «Евгений Онегин»?
  • Какую роль играют лирические отступления в романе Пушкина «Евгений Онегин»?
  • «Татьяны милый идеал» (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)