Кто из персонажей пьесы Островского «Гроза» вам наиболее антипатичен и почему?


В драме А.Н. Островского «Гроза» особое внимание уделяется «темному царству» с его «жестокими нравами». Большинство персонажей имеют больше отрицательных, чем положительных черт. Но все же одни персонажи вызывают большую антипатию, чем остальные.

Лично для меня наиболее антипатичным персонажем является Кабаниха. Она портит жизнь не одному человеку. Тихон и Варвара воспитываются Кабанихой в соответствии с устаревшими домостроевскими принципами. Тихон, имя которого является говорящим, привык к полному подчинению своей матери, он не знает, что такое настоящая свобода. Нежелание спорить со своей матерью касательно жизни рождает в Варваре склонность ко лжи и приспособленчеству, что также не является положительной характеристикой. Кабаниха ограничивает свободу вольнолюбивой Катерины, всячески притесняет ее. Ни Катерина, ни Тихон не любят друг друга, читатель понимает, что их брак основывается на желании соответствовать принятым в обществе нормам. Скорее всего, именно Кабаниха выступала за то, чтобы Тихон женился. Но когда брак был уже заключен, Кабаниха начала своего сына упрекать в том, что он уделяет ей внимания меньше, чем раньше. Кабаниху и ее желания невозможно понять.


Если Кабаниху сравнивать с другим самодуром – Диким, то можно сделать вывод о том, что Кабаниха более беспощадна и уперта. Если Дикой иногда признается, что у него «сердце такое», и иногда просит прощения у тех, кого сильно обидел, то Кабаниха не способна признать собственную неправоту. Героиня уверена, что все ее поступки верны, что все ее взгляды на жизнь и окружающую действительно – единственно правильные.

Кабанихе нисколько не жаль ни Катерину, ни своего сына Тихона. Складывается ощущение, что Кабаниха будто ждала признания Катерины в каком-то грехе. Кабаниху будто бы радует то, что Катерина изменила Тихону с Борисом, ведь так она оказывалась права относительно порочности Катерины, о которой говорила до этого. Осознание собственной правоты для Кабанихи важнее счастья своего сына, важнее чужой человеческой жизни. Кабаниха совершенно равнодушна к гибели Катерины. Так она реагирует на то, что Тихон бежит к телу совершившей самоубийство Катерине: «Полно! Об ней и плакать-то грех!». А.Н. Островский показывает, что у Кабанихи нет души. Она не задумывается над тем, что ее отношение к Катерине стало одной из причин ее самоубийства. Кабаниха переживает не из-за того, что человек, находившийся в отчаянии, лишил себя жизни, а из-за того, что собственный сын обвинил ее в самоубийстве Катерины у всех на глазах. Собственный авторитет для Кабанихи важнее человеческой жизни.

Обращение Кабанихи к Тихону после его обвинений («Ну, я с тобой дома поговорю») демонстрирует, что Кабаниха никогда не изменится, никогда не признает своей вины в случившемся и даже никогда не задумается о том, что ее поступки негативно сказываются на судьбах других людей. Кабаниха не имеет никаких шансов на изменение к лучшему, автор лишает ее возможности признать ошибки и возродиться.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Характер какого персонажа пьесы Островского «Гроза» кажется вам наиболее ярким, реалистичным и почему?
  • Что мешает самодурам в пьесе Островского «Гроза» чувствовать себя полноправными хозяевами жизни?
  • Какие детали, характеризующие «темное царство» в пьесе Островского «Гроза», кажутся вам наиболее выразительными и почему?
  • Можно ли пьесу Островского «Гроза» назвать трагедией и почему?