Почему Гончарову не удалось сделать Штольца идеальным героем? (по роману Гончарова «Обломов»)


Многие читатели считают, что И.А. Гончаров, автор романа «Обломов», изобразив такое социальное явление, как «обломовщина», основанное на бездействии и лени, осудил Илью Ильича Обломова, а так как его антиподом является деятельный Штольц, то в нем отобразился авторский идеал. Однако глубокий анализ образа Штольца позволяет сказать о том, что он не является идеальным героем.

Несмотря на то что Обломов и Штольц являются героями-антиподами, они являются не врагами, а друзьями. И.А. Гончаров показывает, что не только Обломов нуждается в Штольце, но и Андрей Иванович нуждается в Илье Ильиче. Автор демонстрирует, что тем, чего лишен Обломов, обладает Штольц, и наоборот. Андрея Ивановича привлекают в Обломове доброта, «чистое» и «светлое» сердце, честность, искренность и верность. В Штольце есть разум, рациональное зерно, но в нем нет ни души, ни сердца. И. А. Гончаров говорил о Штольце так: «Он слишком подвержен влиянию рассудка и почти совершенно лишен чувства». Практичность есть, но нет душевности, внутренней глубины, которыми обладал Обломов.


Штольц не способен понять, что счастье Обломова заключено именно в тихой и спокойной жизни, которой он пытается его лишить, выступая за изменения в существовании Обломова. Стремясь заставить Илью Ильича снять халат, покинуть любимый диван и выйти из собственного дома, Штольц не осознает, что он пытается заставить его вступить в конфликт с самим собой, сломать себя, жить не в свое удовольствие.

Яркой характеристикой Штольца является любовь к труду и деятельности, о чем герой говорит сам. Однако И.А. Гончаров о Штольце сказал так: «слаб, бледен – из него слишком голо выглядывает идея». Это можно проследить, проанализировав жизнь Штольца после его женитьбы на Ольге Ильинской. В повествовании отмечается, что герои делали все, «как мечтал и Обломов»: «любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой». Автор показывает, что Штольц, осуждая образ жизни Обломова, осуществил именно его мечту. Когда Штольц радуется тому, что Ольга станет его женой, он восклицает: «Все найдено, нечего искать, некуда идти больше!». Получается, что брак – это конечная цель Штольца, после которой идти ему больше некуда. С браком деятельность Штольца и его развитие останавливаются, в то время как его жена Ольга стремится идти дальше, так как «без движения она задыхалась, как без воздуха», для нее брак – не цель.

И.А. Гончаров показывает, что понятие «обломовщины» можно отнести и к Штольцу. Герой обретает то, о чем мечтал, и живет в комфорте. Не за Штольцем, а за Ольгой стоит будущее России. Сам писатель утверждал, что у Штольца «сил и убеждений недостаточно, чтобы встать на решительную борьбу, делом оправдать свои идеи». Если у Обломова нет ни идей, ни дела, то у Штольца есть только идеи, однако этого, как подчеркивает автор, мало.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какова роль Ольги Ильинской в духовном преображении Обломова? (по роману Гончарова «Обломов»)
  • Каковы причины и последствия «обломовщины»? (по роману Гончарова «Обломов»)
  • Как смена времен года в романе Гончарова «Обломов» помогает понять закономерности судьбы главного героя?
  • Почему Штольц не смог помочь Обломову вернуться к активной жизни? (по роману Гончарова «Обломов»)