Роль антитезы в поэзии Маяковского


В.В. Маяковский в своих стихотворениях часто использует прием антитезы, который выполняет в идейно-смысловом содержании важную функцию: наиболее ярко иллюстрирует конфликт человека с обществом. Прием антитезы можно наблюдать в следующих стихотворениях: «Скрипка и немножко нервно», «Ничего не понимают» и «Нате!».

«Скрипка и немножко нервно» – лирическое произведение, в котором присутствуют две пары образов, построенных на приеме антитезы. Скрипка, которая «разревелась», противопоставлена всему оркестру, который «чужо смотрел, как // выплакивалась скрипка». Поэт демонстрирует, что скрипка стоит особняком, никто из оркестра не понимает ее (например, возгласы «глупой тарелки» «Что это? Как это?»), кто-то совершенно равнодушен к ней (барабан «устал, // не дослушал скрипкиной речи, // шмыгнул на горящий Кузнецкий // и ушел»), а кто-то и вовсе настроен негативно по отношению к ней (выкрикнутая геликоном фраза «Дура, // плакса, // вытри!»). В.В. Маяковский показывает, что оркестр не может понять ранимую душу скрипки.

Прием антитезы связан также с образом лирического героя. В то время как он, понимая чувства скрипки, успокаивает ее и встает на ее сторону, «музыканты смеются: «Влип как! // Пришел к деревянной невесте! // Голова!». Герой признается в том, что он «орет», но «доказать ничего не умеет», так подчеркивается конфликт между ним и обществом, которое его не понимает. В.В. Маяковский показывает, что лирический герой, как и скрипка, одинокие, никем не понятые, сталкивающиеся с равнодушием и жестокостью окружающих.


В стихотворении «Ничего не понимают» показано, что лирический герой вступает в конфликт с обществом, представленным образом парикмахера: на просьбу лирического героя причесать ему уши, парикмахер обозвал его «сумасшедшим» и «рыжим», а затем продолжил «ругань». Автор подчеркивает, что индивидуальность, готовая и стремящаяся к чему-то новому, оказалась непонятой толпой, которая отказывалась смотреть широко на окружающий мир и выходить за границы привычного для себя.

«Нате!» – стихотворение, в котором герой, являющийся истинным поэтом, который «открыл столько стихов шкатулок», противопоставляет себя окружающим людям, которые представлены двумя обывательскими образами: мужчиной, у которого «в усах капуста // где-то недокушанных, недоеденных щей», и женщиной, которая «смотрит устрицей из раковин вещей». Поэт демонстрирует, что никто из окружающих лирического героя людей не понимает его: они «грязные» «взгромождаются» на «бабочку поэтиного сердца». Так изображается «вечный» конфликт поэта и «толпы».

Таким образом, В.В. Маяковский часто использует прием антитезы в своих стихотворениях, чтобы продемонстрировать конфликт человека с толпой в целом и конфликт поэтической личности с обывателями в частности, при которых окружающие люди не понимают лирического героя и негативно настроены против него.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • С кем и за что борется лирический герой Маяковского?
  • Чем, по Вашему мнению, актуальна поэзия Маяковского?
  • Сатирические мотивы в лирике Маяковского
  • Можно ли утверждать, что поэзии Маяковского чужда философская проблематика?