Теория Родиона Раскольникова и правда Сони Мармеладовой (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)


Важное место в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» занимают теория Родиона Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой.

Собственное бедственное положение и угнетающая окружающая обстановка, где царят пьянство, пошлость, разврат и нищета, становятся причиной, по которой Раскольников создает безумную теорию. Главный герой делит всех людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Последние, по мнению Раскольникова, имеют право «делать всякие преступления и всячески преступать закон», даже «переступать через кровь» ради достижения всеобщего блага. «Обыкновенных» же людей Раскольников считает «тварями дрожащими», старуху-процентщицу он называет «вошью». Центральный персонаж был уверен, что люди, ведущие общество к прогрессу, являются по своей природе преступниками, которые дают себе право переступить через любые препятствия.

Сонечка Мармеладова не имеет никаких теорий. Она живет в соответствии с собственной «правдой», которая основывается на вере в Бога. Соня уверена, что каждый человек должен верить в Бога, быть благодарным ему, что бы ни происходило в его жизни, так как, по ее мнению, именно Бог помогает человеку справиться со всеми жизненными трудностями.


Ф.М. Достоевский показывает, что и Раскольников, и Мармеладова находятся в бедственном положении, что они окружены пошлым и развратным обществом. Однако идут Сонечка и Родион по разным путям. Если Раскольников отказывается от Бога и совершает своеобразный бунт, проверяя свою теорию на практике, то Сонечка мирится с несправедливостями, веря в то, что Бог поможет справиться ей со всеми трудностями.

Раскольников выбирает ложное самопожертвование: он думает, что убийство старухи-процентщицы пойдет на пользу всему обществу. Автор показывает, что Раскольников, создав свою теорию, думает о том, что перед ним стоят благие цели, которые приведут общество к лучшему. Однако Раскольников не задумывается над тем, что он не имел права распоряжаться чужими жизнями. Именно Сонечке свойственно истинное самопожертвование: она идет по «желтому билету» не для достижения собственных корыстных целей, а для того чтобы элементарно прокормить свою семью. Помимо старухи-процентщицы, Раскольников убивает ее беременную сестру, то есть, согласно его собственной теории, он «переступает через кровь», когда этого можно было и не делать. Главный жизненный принцип Сонечки Мармеладовой заключен в заповеди «Возлюби ближнего своего». Сонечка в разговоре с Раскольниковым выражает мнение о том, что счастье нельзя получить просто так, как это хотел сделать Раскольников, что его можно получить лишь через страдания.

Ф.М. Достоевский показывает, что Раскольников – человек, подавшийся новым веяниям, при этом не понявший несостоятельности теории о «право имеющих» и «тварях дрожащих» в условиях реальной жизни. Именно «правда» Сони Мармеладовой соответствует реальной действительности и не противоречит христианским заповедям.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какова роль снов Раскольникова в структуре произведения? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Система «двойников» и ее роль в развитии основной идеи произведения (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)