Воспел или отпел пролетарскую революцию Блок?


В некоторых своих стихотворениях А.А. Блок поднимал проблему революции, назревание и развитие которой он наблюдал лично. В статье «Интеллигенция и революция» автор призывал «слушать музыку революции», что говорит об особом интересе поэта к революционным событиям. Возникает вопрос: воспел или отпел пролетарскую революцию А.А. Блок? На этот вопрос не могут ответить даже исследователи и литературоведы, анализировавшие как стихотворения, так и поэму «Двенадцать», в которой образ революции является центральным.

В написанном в 1916 году стихотворении «Коршун» А.А. Блок демонстрирует те тяготы, с которыми пришлось столкнуться народу из-за участия в Первой мировой войне: «Идут века, шумит война, // Встает мятеж, горят деревни». Некоторые исследователи высказывают предположение, что поэт считал, что справиться с тяжелым военным положением сможет революция. Однако сам А.А. Блок писал в дневнике следующее: «Один только Ленин верит, что захват власти демократией действительно ликвидирует войну и наладит все в стране». Автор стихотворения «Коршун» понимал, что революция не избавит народ от военных тягот, что при революции также будут и «мятежи», и горящие деревни, так как и у империалистической, и у гражданской войн одна основа – убийства.

Стоит отметить, что в ранней лирике А.А. Блока наблюдается воспевание революции, видимо, поэт еще не до конца понимал, к чему она может привести. В одном из неопубликованных стихотворений звучат призывы к революции: «И мы подымем их на вилы, // Мы в петлях раскачнем тела, // Чтоб лопнули на шее жилы, // Чтоб кровь проклятая текла».


Однако об исключительном воспевании А.А. Блоком революции говорить нельзя. В стихотворении «Поднимались из тьмы погребов» показано, что лирический герой, предчувствующий революционные события, осознает, что будет с ним и его товарищами: «Мы не стали искать и гадать: // Пусть заменят нас новые люди!». Лирический герой говорит о том, что им суждено встретить «последний закат из огня», и что они знают об этом: «Нам была эта участь понятна». Читатель понимает, что лирический герой не отрицает значения революции и даже не против участвовать в ней, однако он уверен в том, что он пытается совершить благо не для своего поколения, а для последующих, поскольку ему и его товарищам суждено отдать жизнь в революционных событиях.

Даже анализируя поэму «Двенадцать», невозможно сказать, воспевал А.А. Блок революцию или нет. Образы старушки, не понимающей, зачем тратить ткань для создания огромного плаката «Вся власть Учредительному Собранию!», если можно ее потратить на портянки «для ребят», попа, который до революционных событий ходил «брюхом вперед», буржуя, который «в воротник упрятал нос», и «паршивого пса», который «рядом жмется шерстью жесткой // поджавши хвост», изображены не особо приятно.

Однако и образы двенадцати не идеализируются, поскольку они, передвигаясь «революционным шагом», забыли о законности и нравственности, грабя людей, не видя ничего страшного в убийстве Катьки и чувствуя вседозволенность и безнаказанность.

Отличительной чертой поэмы «Двенадцать» является то, что революция показана с обеих сторон, ни одна из сторон не идеализируется, нет ни одного призыва к революционным действиям, события показаны такими, какими автор видел их собственными глазами, образы двенадцати неоднозначны, что позволяет вновь прийти к выводу о том, что А.А. Блок не воспевал и не отпевал революцию.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Лирический герой стихотворений Блока
  • В чем сходство и в чем различие образа Родины в лирике Блока и Есенина?
  • «Вечные темы» в лирике Блока
  • Каковы характерные особенности поэтики Блока?