«Миша вдруг понял, что не может простить себе того, как холодно и безразлично он порою относился к своей маме» (по тексту А.Н. Рыбакова)


Данная фраза является кульминационной в тексте А.Н. Рыбакова. Смысл данного высказывания заключается в том, что мальчик, размышляя о том, что для него сделала мама, на что ради него она пошла, пришел к выводу о том, что он относится к ней равнодушно и даже холодно. Мальчику Мише стыдно за такое поведение, он не может простить себе все те поступки, которые могли бы показать матери, что он ее не любит. Только в определенный момент мальчик понимает, что поступал неправильно, что к маме нельзя обращаться так, как он обращался к ней все это время. Осознание этой истины приводит Мишу в таким чувствам, как стыд и вина.

Чтобы доказать данную точку зрения, можно обратиться к предложенному тексту.


Больной мальчик, которому нельзя вставать с постели, просит маму отпустить его гулять. После маминого запрета Миша думает: «Вот возьму и убегу». Он не понимает, что мама хочет для него лучшего, чтобы он поскорее полностью выздоровел. Миша думает только о собственных чувствах, однако он начинает задумываться над тем, что будет чувствовать мама, если он действительно сбежит из дома и мама больше никогда его не увидит (предложения 30-36). Размышления Миши приводят к тому, что в «душе его зародилось чувство вины» (предложение 57). Мальчику стыдно за то, что он думал о том, чтобы причинить своей маме боль, убежав из дома. Миша сожалеет о том, что не думал о маме и «ни капли за нее не переживал» (предложение 52).

Главный герой вспоминал все то, что для него сделала мама. Она зарабатывала деньги, работала по дому, чтобы Миша ни в чем себе не отказывал и ни в чем не нуждался. Миша думает о том, что мама всегда помогает ему и заботится о нем. Но в сознании мальчика всплывают и другие картины: то, как ведется себя он. Миша сравнивает свое поведение и поступки мамы. Если мама постоянно помогает ему и делает ради сына все возможное, то Миша «ленится наколоть дров, сходить в очередь за хлебом или разогреть обед» (предложение 43). Несмотря на то что Миша часто баловался в школе, мама всегда была на его стороне: «она упрашивала директора простить Мишу» (предложение 47). С осознанием того, что его поведение недостойно, Миша ощущает стыд за свои поступки. Герой вспоминает то, «как часто он огорчал ее, не слушался, плохо вел себя в школе» (предложение 46). В предложении 48 говорится о том, что Миша много раз портил различные вещи, включая книги и одежду, а мама всегда реагировала на это спокойно и «терпеливо». И если раньше Миша не видел в этих поступках ничего плохого, то сейчас, лежа на кровати и наблюдая за матерью, сидевшей рядом, мальчик понял, что он вел себя по отношению к любящей его маме неподобающе и жестоко. Мише стыдно за то, что он никогда не показывал маме свою любовь, никогда не целовал ее, а иногда и вовсе стыдился ее (предложения 50, 51).

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать о том, что главный герой текста А.Н. Рыбакова ощущает чувство вины за то, что никогда не задумывался о чувствах своей мамы, всегда относился к тому, что она делает, как к должному, никогда не выражал ей свою любовь и всегда относился к ней с неким равнодушием.

С полным текстом А.Н. Рыбакова можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Мама всегда делает всё, чтобы он, Миша, ни в чём не нуждался» (по тексту А.Н. Рыбакова)
  • «Чем ярче чужое, тем ближе своё» (по тексту К.Г. Паустовского)
  • «Красота живёт в сердце человека» (по тексту Ю.Т. Грибова)
  • «К каждому человеку поздно или рано приходит своя весна» (по тексту В.П. Астафьева)