13.1. «Образное сравнение состоит в частичном уподоблении двух предметов действительности» А.Н. Мороховский (по тексту К.И. Чуковского)


Известный современный лингвист Александр Николаевич Мороховский утверждает, что «образное сравнение состоит в частичном уподоблении двух предметов действительности». С его мнением нельзя не согласиться: действительно, при сравнении предметов выявляются какие-то общие черты, что-то одинаковое, что ассоциативно схоже.

В тексте Корнея Ивановича Чуковского используется много сравнений. Так, например, в предложении 15 автор использует образное сравнение «загорели, как негры». Этим он показывает, как много времени друзья проводили в открытом море, насколько им нравилось заниматься греблей под палящими лучами солнца. Это также указывает, что к описываемому моменту опасности автор уже неплохо справлялся с греблей, так как успел набраться соответствующего опыта. Тем лучше читатель понимает, насколько тяжела оказалась ситуация борьбы с природной стихией: гребцы были опытны, но разбушевавшееся море представляет опасность и для бывалых путешественников.


Далее, в предложении 18 писатель использует сравнение «волны словно задались целью шваркнуть со всего размаха», то есть убить. Это средство художественной выразительности помогает описать всю картину разгулявшейся морской стихии, показать, насколько близка была смерть, и насколько тяжело было выжить в этих условиях. Море предстает здесь в одушевленном образе жестокого злодея, норовящего будто бы специально наказать дерзких путешественников. Оживленный природный образ в тандеме со сравнением воспроизводят необыкновенно реалистичное описание опасности, вызывают у читателя эмоции страха, волнения. Человек вступая в борьбу с природной стихией, выглядит как какое-нибудь крошечное, беззащитное насекомое. Достаточно нескольких секунд для того, чтобы оборвалась человеческая жизнь – настолько неравны силы человека и разбушевавшегося моря. Силы гребцов уже, казалось, закончились, но они все равно продолжали борьбу за жизнь. Это говорит о необыкновенной смелости людей, их стойкости, волевых качествах и силе духа. Люди смогли выжить, невзирая на те ужасы, которые им довелось испытать.

В предложении 20 используется образное сравнение «бросало вниз, как с пятиэтажного дома», то есть бросало с чудовищной высоты, практически несовместимой с жизнью человека. Сравнение помогает читателю понять, насколько тяжело было путникам продолжать управлять судном, а также восхититься их волевыми качествами. Это средство изобразительной выразительности дает исчерпывающее наглядное представление об эпизоде борьбы и том риске, которому подверглись отважные, мужественные герои.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что образное сравнение действительно состоит в частичном уподоблении двух предметов действительности. Сравнивая, на первый взгляд, различные предметы, писатель выявляет в них общие черты и воспроизводит реалистичную, необыкновенно яркую картину действительности.




Вариант 22 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Здесь, в эту четверть часа, передо мной раскрылся весь Житков: великий умелец, герой, верный и надежный товарищ» (по тексту К.И. Чуковского)
  • 13.3. В каких жизненных ситуациях человеку помогает смелость? (по тексту К.И. Чуковского)