9.1. «Одним из важнейших признаков сравнения является элемент неожиданности, новизны, изобретательности» - А.И. Ефимов


А.И. Ефимов утверждает: важные признаки сравнения – это «неожиданность, новизна, изобретательность». С данным высказыванием невозможно не согласиться.

Сравнение относится к тропам, лексическим средствам выразительности. Сравнение используется для того, что усилить изобразительность высказывания, его образность. Сравнения помогают создать яркий образ, явление или эмоцию, выделить какой-то элемент выказывания, подчеркнуть какие-то детали. Для того чтобы сделать высказывание ярким и создать по-настоящему яркий образ, нужно использовать оригинальные сравнения. Клишированные сравнения, которые встречаются в каждом тексте и уже стали фразеологизмами и идиомами, не будут цеплять взгляд читателя, поэтому авторы должны употреблять новые и оригинальные сравнения, чтобы удивить читателя и акцентировать его внимание на определенной детали.

Для доказательства данной позиции можно обратиться к примерам из текста В.П. Крапивина.


Предложение 27 представлено следующим образом: «Он вцепился в трубу, будто приклеился». В данном предложении наблюдается сравнение, которое, как и положено, состоит из двух компонентов, выраженных одной и той же частью речи. Если бы сравнение отсутствовало, высказывание было бы менее эмоциональным и выразительным. Автору важно было показать, что герой не просто подошел к водосточной трубе и взялся за нее, а сделал это так, будто его чем-то приклеили к ней. Сравнение помогает продемонстрировать страх Максима, который боялся сорваться с водосточной трубы и упасть с высоты третьего этажа. Благодаря сравнению читатель ощущает все то, что чувствовал герой.

В предложении 41 есть сравнение: «пятно, похожее на большого краба». Оно выражено причастным оборотом с лексемой «похожее», которая уже в самой себе несет значение сравнения двух явлений между собой. Речь идет и о цветовой схожести, ведь огонь и краб имеют одинаковый рыжевато-красный оттенок, и о размере, так как огонь сравнивается не просто с крабом, а с большим крабом. Но сравнение это более глубокое. Так как краб ассоциируется у человека с клешнями, которые в свою очередь ассоциируются с опасностью, данное сравнение очень выразительно. Оно действительно ново и оригинально, так как такое сравнение редко встречается в обыденной речи и литературных произведениях. Использованное В.П. Крапивиным сравнение заставляет читателя остановиться для того, чтобы сравнить «пятно» огня с большим крабом. Благодаря сравнению акцентируется внимание читателей на том, что в доме уже было довольно большое «пятно» огня, что если бы ни действия Максима, это пятно увеличилось бы настолько, что поглотило бы всю комнату.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: сравнения акцентируют внимание на определенных образах, если несут в себе оригинальность и новизну. Лишь «неожиданные» сравнения заставляют обратить внимание на само сравнение и на тот предмет или явление, которое сравнивается с чем-то.

С полным текстом В.П. Крапивина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 28 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Он был сдержан, а душа у него ликовала» (по тексту В.П. Крапивина)
  • 9.3. Что такое смелость? (по тексту В.П. Крапивина)