9.2. «Отдадим рябчихе, — говорит Никита. Так мы и сделали». (по тексту Е.И. Чарушина)


В предложениях 42-43 текста Е.И. Чарушина («– Отдадим рябчихе, – говорит Никита. Так мы и сделали») выражается основная мысль: герои, увидевшие маленького рябчонка, не хотели забирать его себе домой, потому что понимали, что без матери он умрет, что только с матерью ему будет хорошо. И рассказчик, и Никита не захотели отнимать у рябчихи ее дитя. Они поняли, что забирать рябчонка домой не стоит, ведь он так нуждается в матери, без которой ему будет трудно выжить, а мать так дорожит им, что рискнула собственной жизнью, чтобы защитить рябчонка. Герои поступили по-человечески.

Чтобы доказать высказанную позицию, можно обратиться к предложенному тексту.


В предложениях 15-26 представлен диалог между более опытным рассказчиком и маленьким Никитой. Герой, от лица которого ведется повествование, рассказывает Никите причины такого странного поведения рябчихи: «хитрит», «от цыплят отводит». Рассказчик восхищается мужеством и материнской любовью рябчихи, которая пошла на хитрость и притворство, чтобы увести собаку от своего дитя, чтобы защитить самое дорогое, что у нее есть. Рассказчик, наблюдая за реакцией и действиями рябчихи, понимает, насколько животные – умные и смелые существа, способные любить своих детей отчаянно и самоотверженно. Поэтому неудивительно, что герои приняли решение оставить рябчонка, чтобы потом его нашла мать, так как любое живое существо заслуживает самостоятельной жизни. В предложениях 28-37 происходит описание найденного героями рябчонка. Для его характеристики используются многообразные средства: «маленький», «вот он какой!», «весь полосатый и пятнистый», «пуховый». Автор использует такие описания, вкладывая его в уста рассказчика, неслучайно. Важно было показать ту красоту и необыкновенность, которыми обладал рябчонок. Такие характеристики показывают желание человека взять рябчонка себе домой, поэтому поступок рассказчика и Никиты рассматривается как действительно человечный поступок.

Важно для понимания смысла предложение 38: «Я и Никите дал подержать испуганного рябчонка». Рассказчик подчеркивает, что маленький рябчонок напугался отсутствия матери, он страшился приближающейся угрозы в виде человека. Рассказчик, видевший переживания рябчонка, не хочет забирать его домой, и чтобы к такому же решению пришел Никита, он дает ему право выбора, задав вопрос, что же они с ним будут делать (предложение 40), однако следующая фраза рассказчика («Пожалуй, он умрет у нас дома без матери») подталкивает Никиту к принятию правильного решения. Ни у рассказчика, ни у Никиты, хоть он был и моложе и без особого жизненного опыта, не оставалось сомнений в том, что они поступили правильно, ведь об окружающем мире нужно заботиться, а не разрушать его.

Подводя итоги, можно сказать о том, что предложенная для анализа фраза выражает мысль о том, что рассказчик и Никита совершили хороший поступок, когда решили оставить маленького рябчонка в лесу, чтобы он вновь воссоединился со своей матерью.

С полным текстом Е.И. Чарушина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 31 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Уменьшительно-ласкательные суффиксы — прекрасный инструмент, с помощью которого можно передать много оттенков смысла и настроения» - Т.Н. Толстая
  • 9.3. Как Вы понимаете значение слова человечность? (по тексту Е.И. Чарушина)