9.1. «При обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент» - Н.И. Формановская


Высказывание Н.И. Формановской, смысл которого заключается в том, что говорящий выбирает такое обращение, которое отвечает потребностям общения в конкретный момент, можно объяснить следующим образом: обращение, которое называет адресата речи, произносится со звательной интонацией, может находиться в любом месте предложения и выделяется запятыми, выполняет несколько функций: привлечение внимания собеседника и выражение отношения к нему. В зависимости от ситуации общения говорящий выбирает те или иные средства оценочной функции обращения: средства лексики, словообразования и синтаксиса. Ситуация, в которой находятся говорящий и его собеседник, цель, которая преследуется говорящим, обращающимся к собеседнику, отношение к собеседнику, которое хочет передать говорящий, – от всего этого зависит выбор обращения. Чтобы удостовериться в этом, можно обратиться к предложенному для анализа тексту, автором которого является Ю.В. Бондарев.

Рассмотрим предложения 53 («Колька ты мой, Колька») и 63 («Ах ты, Колька мой!»). Исходная форма имени мальчика – Николай, а чаще употребляемое сокращение – Коля. Однако мама не называет своего сына ни первым, ни вторым вариантом. Героиня выбирает словообразовательное средство оценки: к сокращенному варианту имени «Коля» добавляется суффикс «-к». Несмотря на то что данный суффикс может добавлять значение фамильярности, пренебрежительности или уничижения, в контексте предложения его можно назвать уменьшительно-ласкательным. Мама выражает свою любовь к сыну, она показывает искреннее удивление тому, что Коля не спал, дожидаясь ее. Обращение «Колька» является разговорным, с его помощью автор показывает, что мальчик и его мама, общаясь друг с другом, находятся в неофициальной обстановке. Важно отметить, что дважды обращение распространено: «Колька мой», «Колька ты мой». То есть здесь наблюдается не только словообразовательное, но и синтаксическое средство оценки. Добавление притяжательного местоимения «мой» усиливает выразительность, еще больше демонстрируя любовь героини.


Проанализируем предложение 64: «Мам, а мам». Здесь наблюдаются одно словообразовательное и два синтаксических средства оценки. Словообразовательным средством является то, что мальчиком выбирается форма слова, образованная от имени существительного женского рода лексико-семантической групп терминов родства при помощи нулевой флексии («мам»). К синтаксическим средствам, которые делают обращение более выразительным, относятся повтор обращения и его сочетание с междометием «а». Здесь демонстрируется желание Коли привлечь мамино внимание и попросить послушать следующие важные слова. Кроме того, также подчеркивается неофициальность обстановки.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить справедливость утверждения Н.И. Формановской о том, что выбор говорящим обращения находится в зависимости от ситуации общения.




Вариант 26 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «– Мам, а мам, – еле шепчет он. – Ты обо мне не беспокойся…» (по тексту Ю.В. Бондарева)
  • 9.3. Что делает человека счастливым? (по тексту Ю.В. Бондарева)