Проблема взаимосвязи внутреннего мира и внешнего (По Ф.М. Достоевскому)
В центре внимания Ф.М. Достоевского находится следующая проблема: взаимосвязь внутреннего мира и внешнего.
Автор раскрывает свое отношение к данной проблеме через воспоминания и размышления рассказчика. Герой, от лица которого ведется повествование, вспоминает случай из своего детства. Гуляя по лесу, он услышал голос, который говорил, что рядом бежит волк. Страшно испугавшись, герой побежал и через некоторое выбежал на поляну, где стоял крепостной мужик по имени Марей. Несмотря на то что рассказчик считал крепостных «опасными, разбойными людьми», он вцепился в рукав Марея, пытаясь объяснить произошедшее. Рассказчик с особой точностью описывает ту теплоту и заботу, которую проявил к нему Марей. Герой подчеркивает, что у этого «грубого, зверски невежественного человека» с «толстым, с черным ногтем, запачканным в земле пальцем» была «материнская и длинная улыбка», «глубокое и просвещенное человеческое чувство» и «тонкая нежность». Подчеркивая несоответствие внешности Марея его внутреннему миру, рассказчик говорит о том, что случившийся с ним в детстве случай позволил ему смотреть на всех людей другим взглядом.
Основная мысль текста заключается в том, что внешность человека не может передать его внутренний мир, так как заглянуть в сердце человека невозможно.
С данной позицией можно только согласиться. Действительно, нельзя судить человека по его внешнему виду, так как внешность, как правило, обманчива и не способна передать все то, что по-настоящему чувствует человек.
Поднятая Ф.М. Достоевским проблема находит отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных авторов.
Ярким подтверждением данной позиции является пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова не отличалась красотой, напротив, автор часто подчеркивает ее непривлекательность. Также описывается и Марья Болконская. Подчеркивая неприглядный внешний вид своих героинь, Л.Н. Толстой демонстрирует их внутреннюю красоту. Марья Болконская религиозна, милосердна, добра и ласкова. Наташа Ростова добра, сильна духом и жертвенна. Внешность героинь находится с их внутренним миром в своеобразном конфликте. Такой конфликт наблюдается и при раскрытии образа Элен Курагиной. Невероятно красивая женщина пуста и ничтожна внутри. С помощью образов Наташи Ростовой, Марьи Болконской и Элен Курагиной Л.Н. Толстой призывает читателей не судить человека по его внешности, потому что внешность и душа – совершенно разные вещи, которые могут противопоставляться друг другу.
Подобная мысль утверждается в рассказе А.П. Платонова «Юшка». Внешне непривлекательный Ефим Дмитриевич по прозвищу Юшка имеет чистую и добрую душу. Окружающие люди узнают о том, что в своей жизни он заботился о девочке, которая стала сиротой. Автор рассказа показывает несоответствие внешнего и внутреннего миров.
Подводя итоги к вышесказанному, стоит отметить, что внешний облик человека и его внутренний мир – вещи, между которыми нет тесной связи. Человек может быть красив снаружи, но некрасив внутри, а может быть непривлекательным внешне, но иметь положительные внутренние качества.
С полным текстом Ф.М. Достоевского можно ознакомиться по ссылке.