«Синтаксис показывает все слова и формы в их движении и жизни» - В.А. Богородицкий (по тексту Л.Ф. Воронковой)


Российский лингвист, доктор филологических наук, профессор В.А. Богородицкий утверждал: «Синтаксис показывает все слова и формы в их движении и жизни». О чем же говорится в данном высказывании? Попробуем раскрыть его смысл.

Говоря о русском языке, многие люди думают лишь о его лексическом составе: о тех словах, с помощью которых можно выразить определенные мысли и передать нужную информацию. Однако знания лексического состава русского языка для эффективной языковой коммуникации недостаточно, важно не просто владеть большим запасом слов, но и правильно и грамотно строить из слов предложения. Синтаксис изучает особенности построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Языковая коммуникация не может происходить с помощью слов и даже с помощью форм слова, так как они не обладают способностью передать законченную мысль. С помощью синтаксиса происходит построение связной речи. С помощью синтаксиса слова оживают, демонстрируют практическое использование языка. Только через синтаксис слова, каждое из которых имеет собственные лексические значения, которые даже внутри одного слова порой противопоставлены друг другу, и морфологические категории, которые имеют отвлеченный характер, соотносятся с действительностью. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту Л.Ф. Воронковой.


Во-первых, проанализируем предложение 9: «Но дорогой он все-таки старался их оттеснить от Зины, все-таки она его сестра, а не их!». Автор выбирает определенные формы слов, соединяя их в одно предложение, чтобы выразить одну мысль. Неслучайно в тексте указано ударение в форме слова «дорогой»: «доро́гой». Эту форму имени существительного «дорога» можно спутать с формой имени прилагательного «дорогой», которая выглядит следующим образом: «дорого́й». Именно в контексте всего предложения читатель понимает, что используется не форма имени прилагательного «дорогой», а форма имени существительного «дорога». Если бы была названа лишь форма «дорогой» вне контекста предложения, было бы непонятно, о чем идет речь. Именно в предложении раскрылись морфологические особенности слова и его значение.

Во-вторых, рассмотрим предложение 27: «Как мечтали они, сколько планов строили!». Глагол «строить» имеет довольно большое количество лексических значений. К прямым значениям можно отнести следующие: «сооружать, возводить, воздвигать», «изготовлять», «созидать, создавать». Однако в контексте всего предложения можно узнать, что глагол употребляется в переносном значении «мысленно намечать, создавать в уме». Теоретический материал, связанный со всеми лексическими значениями слова «строить», с помощью предложения реализуется на практике, демонстрируя живость языка.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о справедливости высказывания В.А. Богородицкого о том, что синтаксис, с помощью которого происходит построение живой связной речи, демонстрирует употребление слов и их форм в реальной жизни.




Вариант 9 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.2. «Маленьким нужны их старшие сестры и братья, очень нужны!» (по тексту Л.Ф. Воронковой)
  • 9.3. Как вы понимаете значение выражения личное счастье? (по тексту Л.Ф. Воронковой)