«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» - А.И. Горшков (по тексту К.М. Станюковича)


А.И. Горшков называл выразительность «свойством» высказывания «привлекать особое внимание», производить на адресата «сильное впечатление». О чем же говорится в высказывании известного лингвиста? Попробуем раскрыть его смысл.

Под выразительностью речи можно понимать способность воздействовать на слушателя и читателя с помощью таких языковых особенностей, которые вызывают и поддерживают внимание и интерес, воздействуют на чувства и воображение, усиливают впечатление. Содержание речи доносится автором при помощи тщательного и умелого отбора языковых средств, при помощи знания их выразительных возможностей. Благодаря средствам языковой выразительности, под которыми понимаются языковые и речевые средства, которые обеспечивают максимально приближенное понимание заложенной в тексте информации, автор высказывания воздействует на слушателя или читателя. Автор высказывания может использовать средства выразительности разных уровней языка: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические средства выразительности. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту К.М. Станюковича.


Во-первых, проанализируем предложение 7: «Лил страшный ливень, сверкала ослепительная молния, и, не переставая, грохотал гром». Здесь наблюдается инверсионный порядок слов: сначала идут сказуемые, выраженные глаголами, а затем подлежащие, выраженные именами существительными («лил ливень», «сверкала молния», «грохотал гром»). Как видно, все простые предложения внутри сложного предложения построены одинаково. Инверсия и синтаксический параллелизм помогают усилить выразительность речи. Кроме того, в предложении 7 используются лексические средства выразительности: через эпитеты «страшный ливень», «ослепительная молния» подчеркивается весь ужас, которые происходит в тот момент с погодой. Также можно сказать о таком фонетическом средстве, как звуковой символизм: слова «грохотал» и «гром» будто передают те звуки, которые наблюдались в природе. Так, с помощью лексических, синтаксических и фонетических средств выразительности подчеркивается весь ужас той ситуации, в которой оказались моряки.

Во-вторых, рассмотрим предложения 20-22, где наблюдаются мысли молодого моряка Володи Ашанина: «Господи!.. Неужели умирать так рано? Зачем он пошел в плавание?». Здесь можно увидеть риторические вопросы (Неужели умирать так рано? Зачем он пошел в плавание?) и риторическое восклицание («Господи!»). Примечательно, что в повествовании показаны не сами мысли Ашанина («Зачем я пошел в плавание?»), а авторские рассуждения относительно мыслей героя («Зачем он пошел в плавание?»). Все синтаксические средства выразительности привлекают читательское внимание, воздействуют на чувства, рождая понимание, сопереживание и сочувствие, и усиливают впечатление от ужаса той ситуации, в которой оказались моряки, включая Ашанина.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о справедливости утверждения А.И. Горшкова, гласящего о том, что выразительность речи предполагает привлечение читательского внимания, произведение впечатления.




Вариант 8 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Все ее [опасности] боятся и совершенно естественно боятся… Надо только капитану уметь владеть собой и не показывать этого, чтобы не навести панику на матросов и, главное, не растеряться и бороться до последней возможности…» (по тексту К.М. Станюковича)
  • 9.3. Как вы понимаете значение слова храбрость? (по тексту К.М. Станюковича)