«Человек в государстве есть в одно и то же время и механик, и колеса или винт, и продукт общественного организма» - Леонтьев


К.Н. Леонтьев, поднимая проблему роли человека в государстве, утверждал: «Человек в государстве есть в одно и то же время и механик, и колеса или винт, и продукт общественного организма».

С высказыванием К.Н. Леонтьева нельзя не согласиться. Государство имеет общественное происхождение, предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. Именно люди, а не природа или какая-то неизвестная сила создали государство. Государство является результатом человеческой деятельности, результатом общественного труда, оно подвержено управлению со стороны человека. Изменения, происходящие в государстве, являются следствием человеческих действий. Исходя из этого, человека можно метафорично назвать механиком. Метафоричные образы колеса или винта отображают идею о том, что без людей невозможно государство, поскольку люди управляют не чем-то другим, а самими собой. Человек – это неотъемлемая часть государства. Продуктом общественного организма человека можно назвать потому, что государство рождает тех или иных людей. То, каким будет человек, зависит от государственной политики.


В качестве подтверждающего данную позицию факта можно привести пример из истории. Любая политическая революция, под которой понимается вид социальных изменений, инициируемый населением и меняющий все стороны общественных отношений, подчеркивает главенствующую позицию человека в государстве. Отдельные представители народа являются «винтиками» во всем революционном «механизме», поскольку один человек не может изменить всю общественную жизнь, в революции принимают участие массы. Однако человек в широком смысле слова является управляющей силой, поскольку революция происходит по инициативе людей, деятельность которых меняет ход событий. То, почему совершаются политические революции, объясняется общественным сознанием.

Вторым подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» внимание уделяется многочисленным образам, которые совершали те или иные действия, оказывающие влияние на исторический процесс. Во время Шенграбенского сражения совершают подвиг артиллеристы из батареи Тушина, оставаясь в неравном бою с французским войском до последнего. В этом же бою отличается рота Тимохина, благодаря собранности и сплоченности которой враги «побросали оружие и побежали». В Бородинском сражении совершает подвиг батарея Раевского, осознанно шедшая на смерть ради защиты Родины. Л. Н. Толстой, описывая многочисленные подвиги представителей русского народа, показывает, что в одиночку ни кому из героев не удалось бы победить врага, каждый человек – это часть общества, своеобразный «винтик» в историческом процессе. Во второй части эпилога выражается важная для всего повествования философская идея: на ход истории влияет народ. Из этой идеи вытекают два умозаключения: во-первых, государство невозможно без людей, которые и принимают участие во всех общественных процессах, во-вторых, именно люди управляют историческим процессом и являются вершителем истории.

Таким образом, роль человека в государстве по-настоящему велика: люди и часть общества, без которого невозможно государство, и управляющая общественными процессами сила, и результат общественного сознания.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Политический конфликт всегда осознан и предполагает осознанные действия сторон в отношении друг друга» - Глухова
  • «Я убежден в том, что демократический режим в государстве невозможен без представительного органа и без партии» - Яспер
  • «Политическая свобода является высшим развитием свободы личности» - Чичерин
  • «Политика - это инструмент сознательного саморегулирования общества» - Пугачев