«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» - Лоренс
Лоренс Питер, поднимая проблему сущности экономики, утверждал, что она является своеобразным искусством удовлетворять безграничные потребности посредством ограниченных ресурсов.
С данным высказыванием не согласиться нельзя. Потребности – это осознаваемая человеком нужда в том, что нужно ему для поддерживания жизнедеятельности организма и развития личности. Процесс удовлетворения потребностей бесконечен, поскольку перед человеком, удовлетворившим одну потребность, после возникает новая потребность, после удовлетворения которой появляются все новые и новые потребности. Сложность удовлетворения заключается в том, что для этого не всегда есть нужные ресурсы, под которыми понимается совокупность средств и объектов, необходимых человеку для удовлетворения своих потребностей. Перед людьми всегда стоял вопрос: как удовлетворять безграничные потребности при ограниченных ресурсах? Именно на этот сложный и актуальный во все времена вопрос пытается ответить экономика, которая представляет собой хозяйственную систему, обеспечивающую удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести следующий пример. Островная страна Япония из-за горного местоположения имеет ограниченные и весьма скудные природные ресурсы. В Японии мало полезных ископаемых, однако население старается использовать то, что им дала природа, по максимуму. Япония даже является лидером по добыче такого полезного ископаемого, как йод. Из-за большой лесной площади в Японии хорошо развита лесная промышленность. Высокоинтенсивное сельское хозяйство удовлетворяет большую часть потребностей населения в продуктах питания. Япония развивается за счет экономики и различных сфер по оказанию услуг. Несмотря на ограниченность ресурсов, Япония является высокоразвитым индустриальным государством, одним из мировых лидеров в машиностроении, которое обеспечивает стране интенсивные внутренние и международные связи.
Чтобы привести еще один аргумент, подтверждающий позицию, можно сравнить потребности, которые стремились удовлетворить люди раньше, и потребности современного человека. В конце XIX – начале XX вв. шла работа по созданию телевизора. И если после появления первого телевизора люди не имели большой потребности в обретении телевизора, который тогда был предметом роскоши, то уже после Второй Мировой войны массовое производство телевизоров начало набирать обороты. В 1946 году в США телевизоры находились в домах только 5 семей из 100, а уже в 1962 году телевизоры были у 90% всего населения. У людей возросла потребность к обретению телевизоров, с каждым годом они становились предметом не роскоши, а обыденности. Потребности людей росли: сначала телевизоры с бесцветным изображением заменялись на телевизоры с цветным изображением, после внедрился пульт дистанционного управления, затем к телевизорам стали подключать видеомагнитофоны, игровые приставки, компьютеры, после появились плазменные и жидкокристаллические телевизоры, в настоящее время телевизоры обладают возможностью подключения к сети Интернет и могут выполнять функцию домашних кинотеатров.
Таким образом, экономика, главным вопросом которой является удовлетворение потребностей, которые с каждым разом растут, в условиях ресурсов, которые не бесконечны, является по-настоящему сложной наукой.