«Если человек целиком детерминирован окружающей природой и социальной средой, то он не личность, он лишь индивидуум» - Бердяев


Н.А. Бердяев утверждал, что тот, кто «целиком детерминирован окружающей природой и социальной средой», является не личностью, а индивидуумом.

С высказыванием Н.А. Бердяева нельзя не согласиться. Человек в широком понимании этого слова является биосоциальным существом, то есть человек обладает не только биологическими чертами, свойственными всему человеческому виду, но и социальными качествами. Стать личностью без социума невозможно, в этом заключается различие между понятиями индивида и личности. Если индивид – это конкретный представитель всего человеческого рода, то личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Созданный природой человек в узком смысле этого слова становится личностью лишь под воздействием социума. Без социальной среды человек перестает быть личностью и, следовательно, человеком в широком смысле этого слова. Но Н.А. Бердяев говорит о том, что общества для становления личности мало. На это указывает и вышеупомянутое определение личности, где индивид рассматривается как субъект не только социальных отношений, но и сознательной деятельности. Находиться в обществе мало, важно иметь духовное начало, внутренний стержень.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из общественной жизни. В 1991 году была найдена украинская девочка Оксана Малая, которая в возрасте с 3-ех до 8-ми лет воспитывалась собаками. Эта девочка-«маугли» при обнаружении не умела разговаривать, она только рычала, а все ее поведение отображало типичные повадки собак. Без социальной среды Оксана не была полноценным человеком, она оставалась им только в биологическом смысле этого слова. Но важно отметить, что, когда девочку поместили в социум, она не сразу стала человеком в полном смысле этого слова, поскольку для того, чтобы отучить ее от собачьих повадок, научить разговаривать, понимать других людей, выражать собственные мысли и анализировать окружающий мир потребовалось большое количество времени. Оказавшись в социуме, девочка пока еще не стала личностью, что подтверждает мысль о том, что нахождения индивида в обществе недостаточно для становления личности.

Об отличиях между индивидуумом и личностью заставляет поразмышлять сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Автор демонстрирует, как меняется поведение главного героя после того, как крестьяне исчезают с его земель. Глупый помещик начинает дичать: он начинает ходить на четвереньках, обрастает шерстью, перестает разговаривать, начинает питаться зайцами. Это говорит о том, что существование личности невозможно вне социума. Но исчезновение крестьян с помещичьих земель только усугубило ситуацию, в которой находился главный герой до этого. Помещика Урус-Кучум-Кильдибаева даже до начала превращения в медведя нельзя назвать человеком в широком смысле этого слова, поскольку он, находясь в обществе людей, не обладал духовным началом. В финале сказки говорится о том, что Урус-Кучум-Кильдибаева насильно вернули в социум, однако то, что он «раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит», говорит о том, что даже социум не помог главному герою стать полноценным человеком.

Исходя из вышесказанного, можно отметить: чтобы индивиду стать личностью, необходимо воздействие социума, однако и этого мало, важнейшей характеристикой личности является не только социальные отношения, но и сознательная деятельность.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Личность есть выбор и решение» - Бердяев
  • «Человек как общественное существо характеризуется тем, что он не может жить без другого человека» - Мясищев
  • «Величие народа вовсе не исчисляется его количеством, как величие человека не измеряется его ростом» - Гюго
  • «Общества без расслоения, с реальным равенством членов - миф, так и никогда не ставший реальностью за всю историю человечества» - Сорокин