«Общества без расслоения, с реальным равенством членов - миф, так и никогда не ставший реальностью за всю историю человечества» - Сорокин


П.А. Сорокин, поднимая проблему невозможности социального равенства, утверждал: «Общества без расслоения, с реальным равенством членов – миф, так и никогда не ставший реальностью за всю историю человечества».

С высказыванием П.А. Сорокина нельзя не согласиться. Социальное равенство – это общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определенной области. Социальное равенство предполагает отсутствие социальных различий, когда все члены общества имеют равные права и равны перед законом. Однако социальное равенство является лишь утопической теорией, которая никогда не смогла и не сможет реализоваться в реальности, поскольку характерным общественным признаком является социальная стратификация, под которой понимается разделение общества на различные социальные слои на основе определенных признаков. Основными критериями социальной стратификации являются власть, доход, престиж и образование. Все представители общества имеют неравные права на эти критерии.


В качестве факта, который бы подтверждал данную точку зрения, приведем пример из литературы. В повести Дж. Оруэлла «Скотный двор» продемонстрированы результаты борьбы животных, живущих на ферме, за собственную свободу. Свергнув человеческую власть, животные стали распоряжаться собственным существованием самостоятельно. Однако почти сразу появились животные, которые встали во главе других: свиньи Наполеон и Цицерон. Вскоре Наполеон решил забрать всю власть в свои руки, для чего он настроил всех животных против Цицерона, назвав его врагом всего скотного двора. Если сразу после свержения власти человека Джонса, животные провозгласили принцип «Все животные равны», то после оказания всей власти в руках Наполеона принцип видоизменился, потеряв своей первоначальное значение, противопоставляясь ему: «Все животные равны, но некоторые животные равнее». Изменяя придуманные раньше правила, Наполеон стремился улучшить собственное положение. Сначала выступая против людей, в итоге Наполеон и его приближенные стали похожими на них: в финале повести показано, как «именитые свиньи» веселились, смеялись, играли в карты, распивали спиртные напитки, расхаживали на двух ногах и в целом вели себя как люди, в то время как права других животных были ущемлены.

Вторым фактом, подтверждающим позицию, является пример из истории. Коммунисты стремились к реализации следующего принципа: «Каждый по способностям, каждому по потребностям». Однако при создании в 1920-х гг. СССР так и не удалось добиться социального равенства. Советское общество было неоднородным, поскольку между беднейшими и богатейшими группами людей были существенные различия относительно доступа к благам и ценностям. Правящая элита имела больше возможностей, чем простые граждане, а равенство было лишь на бумаге. Эта историческая ситуация подтверждает, что все попытки реализовать социальное равенство были неудачными.

Таким образом, социальное равенство – это миф и утопия, поскольку из-за социальной стратификации люди всех времен имеют неравные права на власть, доход, престиж и образование.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Если человек целиком детерминирован окружающей природой и социальной средой, то он не личность, он лишь индивидуум» - Бердяев
  • «Личность есть выбор и решение» - Бердяев
  • «Человек как общественное существо характеризуется тем, что он не может жить без другого человека» - Мясищев
  • «Величие народа вовсе не исчисляется его количеством, как величие человека не измеряется его ростом» - Гюго