«Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» - Н.А. Бердяев


В данном высказывании Н.А. Бердяев поднимает проблему сущности государственной власти. Высказывание можно понимать следующим образом: государство не способно претворить в жизнь представления об идеальной жизни каждого человека, главная задача государства состоит в том, чтобы не нарушались основные права и свободы граждан.

С данной мыслью нельзя не согласиться. Государство – это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая его единство и целостность, порядок и стабильность. Одной из функций государства является интегративная функция, заключающаяся в сохранении целостности общества, в предотвращении его распада, в согласовании интересов различных социальных групп. Но какой бы хорошей ни была государственная политика, угодить всем людям и реализовать желания всех людей невозможно. Граждане не могут обрести идеальную жизнь, поскольку у каждого человека свое понимание идеальной жизни. Государство не может обеспечить рай для всех людей, поскольку то, что рай для одного, является адом для другого, и государству нужно выбрать такую политику, которая бы представляла интересы обоих. Государство может лишь обеспечить защиту прав и свобод всех граждан, поддерживая тем самым оптимальный для всех граждан уровень жизни.


В качестве факта, подтверждающего высказанную позицию, может выступать пример из истории. Национал-социализм, поддерживаемый Адольфом Гитлером, является демонстрацией того, что рая на земле не бывает. Приверженцы нацизма считали только собственное мировоззрение правильным, инакомыслие подавлялось насильственными методами. Желая реализовать собственные представления об идеальном мире, Адольф Гитлер и его сподвижники творили настоящий ад для людей, несогласных с ними: принятые Нюрнбергские расовые законы положили начало геноциду различных этнических и социальных групп по всему миру. Данный пример становится доказательством того, что когда государство стремится создать рай на земле, на самом деле оно создает настоящий ад.

В качестве еще одного подтверждающего высказанную позицию факта может выступить другой пример из истории. Эпоху XII-XVI вв. принято называть феодальной раздробленностью. Действующий во внутренней политике принцип «Каждый держит отчину свою» появился в результате того, что знать в отдельных княжествах считала, что выгоднее иметь собственного князя, который бы защищал их права, чем поддерживать киевского князя. Первоначально каждое независимое княжество, все еще входящее в состав Киевской Руси, мечтало о создании собственного «рая». Между представителями одного и того же государства не было единого мнения, поэтому разобщенное государство с такой легкостью поработило монгольское иго, что сделало жизнь русского народа настоящим адом. Получается, что в пределах одного государства невозможно обеспечить «рай» для всех граждан. Только тогда, когда с помощью деятельности «собирателя земли русской» Ивана III произошло объединение всех земель, стала развиваться внутренняя и внешняя экономика, стала улучшаться жизнь всех представителей государства.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что государство не должно стремиться создать «рай» на земле, поскольку это невозможно, главной задачей государства является поддержание оптимального для всех граждан уровня жизни.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Самый бедный - это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает» - П. Бауст
  • «Если бедность – мать преступлений, то недостаток ума – их отец» - народная мудрость
  • «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право» - В. Гюго
  • «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот» - Л.Н. Толстой