«Правды надо держаться, истину надо искать» - Пришвин
М.М. Пришвин, разграничивая понятия правды и истины, утверждал: «Правды надо держаться, истину надо искать». Данное высказывание можно понять следующим образом: чтобы идти к истине, которую понять весьма непросто, нужно руководствоваться правдой, заключающей в себе более однозначные и очевидные факты, основанные на морали.
С высказыванием М.М. Пришвина можно согласиться. Истина – это верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение ее такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Слово «правда» имеет не только схожее определение, но и следующее определение: «правдивость, справедливость, правосудие, правота». Если понятие истины является больше логическим, философским, то понятие правды – чувственным, нравственным. Правда – категория морали, под которой понимается совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом. Получается, чтобы найти истину, нужно придерживаться моральных принципов.
В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из истории. В 1974 году создатель методов получения новых гибридных молекул ДНК Пол Берг обратился к ученым всеми мира, призывая наложить мораторий на эксперименты с рекомбинантами ДНК до того момента, пока не примут надежные правила эксперимента, исключающие опасность инфекции новыми генетическими комбинациями. Впервые со стороны самого научного сообщества прозвучала мысль об ограничении свободы исследования для того, чтобы оценить возможный риск для человечества и выработать меры предосторожности. Высказанная Полом Бергом мысль о необходимости этических самоограничений в науке стала одним из толчков к появлению этики науки.
Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» особое внимание уделяется теории главного героя Родиона Романовича Раскольникова, гласящей, что люди бывают двух разрядов: «право имеющие», которые могут переступать через кровь ради достижения общего благополучия, и «твари дрожащие», которые выступают в качестве «строительного материала». Раскольников дает старухе-процентщице Алене Ивановне следующие характеристики: «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, большая старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная». Он рассуждает о том, что если убить старуху-процентщицу и взять ее деньги, которые она получала за счет бедных и находящихся в трудном жизненном положении людей, то можно с помощью этих денег принести пользу «всему человечеству и общему делу». Решение пойти на убийство старухи-процентщицы связано с желанием проверить свою теорию. Автор показывает, что в попытках найти, как казалось Раскольникову, истину, он забыл о моральных принципах, в первую очередь – о том, что никто не вправе лишать другого человека жизни, даже ради получения истинного знания и даже ради достижения всеобщего блага.
Таким образом, понятия истины и правды очень близки друг другу, но в то же время относятся к разным сферам общественной жизни: философскую категорию истины нужно искать при помощи правды, основанной на морали.