«Социальное пространство - многомерное, поскольку существует более трех вариантов группировки людей по специальным признакам» - Сорокин
П.А. Сорокин, рассуждая о сущности социального пространства, утверждал, что оно «многомерное, поскольку существует более трех вариантов группировки людей по специальным признакам». Здесь говорится о расслоении общества, о делении населения на многочисленные группы.
С высказыванием П.А. Сорокина нельзя не согласиться. Многомерность социального пространства подтверждается существованием социальной стратификации, под которой понимается разделение общества на социальные слои. Группировок в обществе очень много, один и тот же человек может входить в несколько групп. К типам стратификационных систем относятся физико-генетические (разделение по полу, возрасту, силе и др.), этакратические (разделение по положению во власти), социально-территориальные (разделение по местожительству), социально-профессиональные (разделение по профессии), культурно-нормативные (разделение по нормам поведения и стилям жизни), культурно-символические (разделение по доступу к знаниям) и другие. Основными критериями социальной стратификации являются власть, доход, престиж и образование. Представители общества имеют неравные права на эти критерии, что подчеркивает расслоение.
В качестве подтверждающего данную позицию факта можно привести пример из общественной жизни. В индийском государстве до сих пор существует четкая кастовая система. В Конституции Индии даже перечислены все существующие касты. Известно, что во время выборов многие политики добавляют в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты, что подчеркивает разделение индийского общества на слои. Население Индии четко поделено на богатых и бедных, имеющих и не имеющих широкую возможность получить образование.
Вторым фактом, подтверждающим позицию, является пример из литературы. В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» на примере образов Евгения и царя Петра I продемонстрировано расслоение в российском обществе того времени. В то время как Петр I является царем, обладающим и властью, и престижем, и доходом, и возможностью получить образование, Евгений является типичным «маленьким человеком»: он живет в бедном районе Санкт-Петербурга, много и упорно «где-то служит» мелким чиновником и, хоть его род и принадлежал к числу знатным, лично не обладает никаким престижем. В то время как Петр I занят мыслями о том, как «прорубить окно в Европу», повысив тем самым авторитет российского государства, Евгений размышляет о своем бедном положении и мечтает о счастливой жизни вместе со своей возлюбленной Парашей. Петр I является представителем власти, которого знают все, а Евгений – это один из многочисленных представителей простого народа. А.С. Пушкин показывает, насколько разными являются представители одного и того же народа.
Таким образом, общество действительно является многомерным, поскольку оно делится на социальные слои и группировки, основными критериями которых являются различие во власти, доходе, престиже и образовании.