«Свобода есть право на неравенство» - Бердяев


Н.А. Бердяев утверждал: «Свобода есть право на неравенство». Автор высказывания поднимает проблему сущности свободы. Данное утверждение можно понимать следующим образом: благодаря свободе каждый человек оказывается перед выбором, который меняет их жизнь в ту или иную сторону, что и порождает неравенство.

С такой мыслью сложно не согласиться. Несмотря на существование в современном демократическом обществе равенства прав и свобод, полного равенства между людьми быть не может. Свобода – это возможность проявлять свою волю, осуществлять выбор, совершать действия в соответствии со своими интересами и целями. Имея равные права и свободы, люди пользуются ими по-разному, каждый – кто как хочет и как может. Разные желания и стремления, цели и интересы, мысли и мировоззрение приводят к тому, что каждый человек выбирает собственный жизненный путь, отличающийся от жизненного пути других людей. Равенство прав и свобод дает всем людям возможность выбора, результаты которых и приводят к неравенству: кто-то улучшает свою жизнь, кто-то нисколько ее не меняет, кто-то меняет свою жизнь в худшую сторону. В итоге люди, имея равные права и свободы, далеко не равны между собой.


В качестве факта, подтверждающего высказанную позицию, может выступить пример из общественной жизни. Российская Федерация гарантирует, что каждый гражданин имеет право на образование, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. И если основное общее образование является обязательным, то среднее профессиональное или высшее образование обязательным не является, каждый человек оказывается перед выбором: продолжать или не продолжать обучение. Имея право на среднее профессиональное или высшее образование, не каждый гражданин пользуется им. Кто-то поступает в среднее специальное учебное заведение или в высшее учебное заведение, кто-то, закончив 9 классов, никуда не поступает. Имея конституционное право на образование, каждый человек делает собственный выбор. Кто-то в результате собственного выбора становится выпускником ссуза или вуза, повышая возможность получить высокооплачиваемую работу, кто-то в результате своего выбора нигде не обучается, понижая возможность получить высокооплачиваемую работу. Сделанный выбор приводит разных людей к разным результатам, которые и приводят к неравенству.

В качестве еще одного факта, подтверждающего высказанную позицию, может выступить другой пример из общественной жизни. В Российской Федерации правом управлять легковым автомобилем владеют все совершеннолетние граждане. Воспользовавшийся этим правом и получивший водительские права гражданин РФ может управлять легковым автомобилем, а не воспользовавшийся этим правом и не получивший водительские права гражданин РФ не может управлять легковым автомобилем, что говорит о том, что решение воспользоваться правом и решение не воспользоваться правом приводят к разным результатам, которые свидетельствуют о неравенстве.

Таким образом, люди, имея равные права и свободы, делают выборы, которые приводят к разным результатам, порождающим неравенство.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов» - Дж.Рокфеллер
  • «Семья более священна, чем государство» - Папа Пий XI
  • «Торговля не разорила еще ни одного народа» - Б. Франклин
  • «В лицах своих богов человек рисует свой собственный портрет» - Ф. Шиллер