«Свобода людей заключается в том, чтобы жить с постоянным законом, общим для каждого человека в этом обществе и установленным законодательной властью, это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон» - Локк


Дж. Локк, поднимая проблему свободы, утверждал, что свобода заключена в жизни по общему для всех людей в обществе закону, в возможности следовать собственному желанию, когда это не запрещено законом.

С высказыванием Дж. Локка нельзя не согласиться. Под свободой принято понимать возможность самостоятельно, независимо, опираясь на собственные силы, совершать любые действия, не запрещенные законом. Своеобразным «золотым правилом свободы» является то, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из общественной жизни. Согласно 17 статьи Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Здесь отражено то самое «золотое правило свободы». Во второй главе Конституции РФ отражены основные права и гражданина РФ: права на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на защиту чести, на выбор языка общения, воспитания, обучения и на многое другое. Все, что запрещено законом, отражено в «Уголовном Кодексе», «Гражданском Кодексе», «Трудовом Кодексе», «Кодексе об административных правонарушениях» и в других кодексах. Во всем том, что не запрещено законодательством, гражданин Российской Федерации свободен.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» показано разное отношение персонажей к свободе. Госпожа Простакова, являясь дворянкой, жестоко обращается с крестьянами, потому что для нее свобода равна вседозволенности. Она согласна с мыслью своего брата Скотинина о том, что дворянин «волен поколотить слугу, когда захочет». Именно так госпожа Простакова толкует существующий в те времена указ о вольности дворянства. Материнское воспитание оказывает влияние на личность Митрофанушки, которые также уверен в том, что он может делать все, что захочет: не учиться, развязно относиться к своим учителям, без уважения относиться к родителям, в особенности – к отцу. Другим пониманием свободы обладают положительные персонажи комедии. Правдин приезжает к Простаковым, чтобы лишить их дома и деревень; объявленный им указ о принятии им в опеку дом и деревни Простаковых «за бесчеловечие» и «крайнее слабомыслие» госпожи Простаковой свидетельствует о защите прав крестьян, которые были такими же людьми, как и дворяне. Стародум на правах единственного ближайшего родственника не женит Софью на приглянувшемся ему кандидате, чтобы заручиться поддержкой богатых и знатных людей, как это было принято в те времена, он дает своей племяннице право самостоятельно выбирать себе супруга. То, как понимают свободу положительные персонажи «Недоросля», и является истинной свободой.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что свобода – это не вседозволенность, а возможность совершать любые действия, которые не запрещены законом.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Три различные власти - законодательная, судебная и исполнительная - при всей необходимой раздельности не могут быть разобщены, так как они имеют одну и ту же цель: правомерное служение общему благу» - Соловьев
  • «Тирания изобретает такие методы, которые в оглушительном грохоте избирательной кампании создают видимость волеизъявления народа; демократия пытается сделать выборы истинным выражением подлинной, не подверженной изменениям воли народа» - Ясперс
  • «Партия - это такая группа, члены которой предполагают действовать сообща в конкурентной борьбе за политическую власть» - Шумпетер
  • «Если кто-то требует свободы только для самого себя, отказывая в ней всем остальным, разве это не есть требование господства?» - Гоббс