«Цена - это то, что вы платите. Стоимость (ценность) — это то, что вы получаете» - У. Баффет


У. Баффет поднимает проблему различия цены и стоимости. Данное утверждение можно понимать следующим образом: цену товара или услуги следует отличать от стоимости товара или услуги.

С такой мыслью нельзя не согласиться. Часто понятия «цена» и «стоимость» отождествляют между собой, но из курса обществознания известно, что это две отдельные экономические категории, которые в свою очередь взаимосвязаны между собой. Стоимость – это полезность товара или услуги, их ценность, выгода от уплаченных денег, а цена – это выражающие стоимость товара или услуги денежные средства, в обмен на которые продается товар или оказывается услуга. Деньги – эквивалент стоимости. Покупатель платит деньги и взамен получает нужные товары или услуги, которые обладают полезными свойствами, благодаря которым происходит удовлетворение потребностей покупателя. На то, что цена и стоимость – разные понятия, указывает то, что иногда цена товара или услуги высокая, а ценность – небольшая, а иногда ценность товара или услуги велика, а цена – небольшая.


В качестве факта, подтверждающего высказанную позицию, может выступить пример из истории. В России в 90-х годах произошла инфляция – повышение цен на товары и услуги. Так, в 1992 году цены поднялись в 26 раз, а в 1993 году – в 10 раз. Инфляция стала открытой и приобрела галопирующий характер в результате перехода от командной экономики к экономике рыночной. При инфляции цена на товары и услуги повышалась, в то время как ценность товара или услуги оставалась прежней. Цена буханки хлеба возросла в 3 раза, цена литра молока возросла в 3,5 раза, цена килограмма говядины возросла в 4 раза. Цены на бытовую технику и автомобили насколько повысились, что купить эти товары было практические невозможно. Деньги при инфляции утрачивали часть своей реальной стоимости. За определенную денежную сумму до инфляции можно было купить намного больше товаров и услуг, чем во время инфляции. Инфляция 1990-х годов доказывает, что цена не всегда равна стоимости, что цена и стоимость – это разные явления.

Доказывая высказанную позицию, можно смоделировать ситуацию, которая может произойти в условиях современных реалий. В магазинах часто делают скидки. Это позволяет покупателю за определенную сумму купить, допустим, не один товар, а два таких товара. Допустим, цена 100 рублей является эквивалентом стоимости одного товара. Получается, в обычных условиях покупатель за один товар заплатит 100 рублей, а при наличии в магазине скидки, допустим, в 50 процентов за данный товар он заплатит 50 рублей. В таком случае ценность товара будет больше, чем его цена, так как покупатель должен был заплатить больше, чем заплатил на самом деле.

Подводя итоги ко всему вышесказанному, можно отметить, что цена и стоимость – взаимосвязанные, но не тождественные экономические категории, которые обозначают разные экономические явления: цена – это денежные средства, выражающие стоимость, а стоимость – это ценность, полезность товара.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье» - Д. Трамп
  • «Возможность украсть создаёт вора» - Ф. Бэкон
  • «Бизнес - увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимум правил» - Б. Гейтс
  • «Молодость — это время для усвоения мудрости, старость - время для её применения» - Ж.Ж. Руссо