«Возможности рынка огромны, однако мы сами должны решать, как управлять им» - Стиглиц


Д. Стиглиц, рассуждая о рыночной экономике, утверждал: «Возможности рынка огромны, однако мы сами должны решать, как управлять им».

С высказыванием Д. Стиглица нельзя не согласиться. Под рыночной экономикой понимается экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Свободная конкуренция, законы спроса и предложения, свободное ценообразование, ответственность участников рыночного обмена в принятии собственных решений – характерные черты рыночной экономики. Под конкуренцией понимается соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция создает необходимые условия для экономической свободы потребителей. Именно свободная конкурентная борьба является стимулом к прогрессу и основой внутреннего движения и способствует достижению общего экономического равновесия. Закон спроса гласит, что повышение цен ведет к понижению объема спроса, а снижение цен – к увеличению объема спроса; закон предложения гласит, что повышение цен ведет к росту объема предложения, а снижение цен – к уменьшению объема предложения. Спрос и предложение – основные параметры, регулирующие поведение участников рынка. Свободное ценообразование – рыночный механизм, при котором продавцы свободно устанавливают цены, а покупатели делают выбор, то есть формируется рыночное равновесие. Исходя из всех понятий, участники рыночных отношений воздействуют на рыночную экономику, управляют ею.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, выступает пример из истории. После того как в продажу поступил созданный Томасом Эдисоном вариант электрической лампы накаливания, который считался одним из первых коммерчески успешных вариантов, другие предприниматели решили вступить с Томасом Эдисоном в конкурентную борьбу. Однако долго получать большую прибыль у конкурентов не получилось, поскольку Томас Эдисон, чтобы завоевать рынок, установил цену ниже средней рыночной: в то время как себестоимость лампочки была 110 центов, она продавалась за 40 центов. Сначала Томас Эдисон терпел убытки, однако, когда себестоимость лампочки стала 22 цента, он начал получать огромную прибыль. Эта ситуация показывает, что участники рынка меняют экономическую ситуацию, причем без вмешательства государства.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» показано, что с исчезновением с земли глупого помещика Урус-Кучум-Кильдибаева крестьян ухудшилась экономическая ситуация во всей губернии. Из-за того, что исчезли крестьяне, которые торговали на рынке, «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя». Когда же начальники «мужика изловили и водворили», «на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая». В сказке показано, что не государство, а крестьяне, будучи участниками рыночных отношений, повлияли на экономическую ситуацию в губернском городе.

Таким образом, с помощью свободной конкуренции, законов спроса и предложения, свободного ценообразования и других признаков рыночной экономики участникам рыночных отношений удается воздействовать на экономическую ситуацию.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Деньгами надо управлять, а не служить им» - Сенека
  • «Частная собственность должна быть утверждена, но народ должен воспитываться к верному пониманию ее идеи» - Ильин
  • «Прогресс зависит от развития разделения труда» - Вебер
  • «Банкир не просто посредник, он дает возможность внедрить инновации в интересах общества» - Шумпетер