«Айболит» - краткое содержание для читательского дневника
Детский писатель Корней Иванович Чуковский в 1929 году написал сказку в стихах «Айболит».
Тема произведения: помощь доктора больным животным
Идея сказки: доктор должен сострадать больным (людям и животным), спешить на помощь оказавшимся в беде, быть милосердным ко всему живому.
Проблематика произведения:
• добро и зло: Айболит воплощает добро, а зло, препятствующее ему, — разгулявшаяся стихия, морские волны, высокие горы;
• взаимовыручка: Айболиту помогают волки, орлы, кит.
Основные герои произведения.
Айболит — доктор, известный тем, что лечит всякую живность: и корову, и волчицу, и жучка, и червячка. Когда он узнал, что его в Африке ждут больные звери, он, не задумываясь, поспешил к ним на помощь.
Гиппопотам — один из обитателей Африки. От него доктор получил телеграмму с мольбой о помощи больным зверятам.
Волки, орлы, кит — животные, помогшие Айболиту домчаться до Лимпопо.
Каракула — акула в роли беспокойной мамы: у неё больны дети.
Бегемотики, акулята, страусята, кузнечик — детёныши животного мира, которым нужен доктор.
Сюжет произведения.
Стихотворная сказка включает девять небольших главок. Первая из них представляет зачин, который всегда обязателен в народных сказках. Автор подготавливает читателя к повествованию описанием места действия, знакомством с необычной личностью доктора Айболита.
Во второй главе рассказывается об удивительном исцелении зайчика, которому трамваем перерезало ножки. Здесь читатель получает уверенность во врачебном искусстве доктора Айболита. Выздоровление зайчонка — подготавливает завязку.
В третьей главе — завязка сюжета. Ритм стиха здесь меняется, повествование становится торопливым, усиливается эмоциональное напряжение. Прискакал на кобыле шакал с телеграммой. Стало известно о беде в Африке: серьёзно болеют зверята.
Четвёртая, пятая и шестая главы — развитие действия. Они посвящены путешествию доктора Айболита. Герой отправляется в далёкую страну спасать заболевших зверей. Его самого беда испытывает трижды в соответствии с традицией народной сказки. Айболиту вступает в борьбу со стихией — ветром, снегом, градом, преодолевает препятствия — море, горы.
В фольклорных традициях доктору помогают справиться с испытаниями животные. Волки везут его на себе через леса, засыпанные снегом, на спине кита Айболит переплывает океан, неприступные скалы герой одолел на орлах.
В седьмой главе — кульминация сюжета. Автор переносит читателя в Африку, где разворачивается печальная картина страдающих в болезнях зверят. Эмоциональное напряжение усиливается прерывистым ритмом, в интонации повествования слышится беда. Бегемотики мучаются от болей в животиках, акулята Каракулы страдают зубной болью, страусята измучены корью, оспой, дифтеритом и прочими инфекциями, а кузнечик горько плачет от вывихнутого плечика. Все с нетерпением ждут доктора.
В восьмой главе наступает счастливая развязка. На орле прилетает Айболит, он энергично берётся за дело. Доктор десять дней и ночей непрерывно лечил зверей, забыв про еду и сон. Он ставил градусники, а потом давал самые действенные лекарства — гоголь-моголь и шоколадки.
В последней главе, девятой, — всеобщее ликование выздоровевших зверей. Они смеются, танцуют, прославляют Айболита и всех добрых докторов.
Чему учит произведение?
Сказка учит доброте — качеству, помогающему сделать жизнь легче, а мир — лучше, учит приходить на выручку другим в сложных ситуациях и не сдаваться при достижении цели.
Отзыв о произведении.
Сказка добрая и талантливая, она воздействует на чувства ребёнка. Чуковский умело использует средства выразительности речи, ритм стихотворного повествования и заставляет маленького читателя сопереживать герою, вызывает доброе отношение к животным.