«Мойдодыр» - краткое содержание для читательского дневника
В 1921 году Корней Иванович Чуковский написал для детей сказку в стихах «Мойдодыр». Первая публикация сказки состоялась в 1923 году.
Тема произведения — личная гигиена.
Идея сказки - необходимо соблюдать личную гигиену
Проблематика произведения - неопрятность и неряшливость неприятны в обществе.
Основные герои произведения.
Мальчик — ярко выраженный грязнуля, от которого сбежали все вещи: постель, одежда, посуда, книжки и даже свечка. Сам герой не замечает, что он «чернее трубочиста», не обращает на это внимания.
Мойдодыр — кривоногий и хромой умывальник из маминой спальни. Судя по всему, он стар, дослужился до большого чина: «умывальников Начальник и мочалок Командир». Великий Умывальник суров к неряхам. Он закричал и застучал ногами на маленького грязнулю, требуя от него чистоплотности.
Крокодил — второстепенный персонаж. Он тоже не любит неумытых ребят, на что с негодованием и указал главному герою, пригрозив проглотить его.
Сюжет произведения.
Мальчик, проснувшись, с удивлением обнаруживает, что одеяло, простыня, подушка от него бегут, каждый по-своему. Скакнула от него и свечка в печку, книжка предпочла скрыться под кроватью. Мальчик попробовал выпить чаю, но и самовар ринулся от него прочь. Вскоре все вещи кружились вихрем: сапоги, утюги, пироги, кочерга, кушак. И унеслись в неизвестном направлении.
Вдруг появляется из маминой спальни большой кривоногий умывальник. К ужасу героя, он заговорил с ним человеческим голосом и стал гневно распекать за грязные руки и лицо, назвал его неумытым поросёнком, от рук которого сбежали даже брюки.
Умывальник с возмущением говорит неряхе, что утрами умываются все животные, только он остался грязнулею, от которого сбежали чулки и башмаки. Наконец, он представился Великим Умывальником Мойдодыром. Он Начальник всех умывальников и Командир мочалок. По его сигналу — удару в медный таз с криком «кара-барас» — сбежались щётки, набросились на грязного мальчика, стали оттирать его с усердием.
К делу подключились мыло и мочалка, от которой герой помчался «по Садовой, по Сенной». Мочалка не отставала и чувствительно его кусала. По дороге мальчик встретил знакомого Крокодила, который прогуливался по аллее с сыновьями Тотошей и Кокошей. Проглотив на ходу мочалку, Крокодил обратил внимание на неумытого мальчугана и в бешенстве зарычал на него, чтобы он немедленно шёл домой умываться. Последовал ряд угроз: налечу, растопчу, проглочу.
Перепуганный грязнуля пустился в обратный путь — к умывальнику. Долго и старательно отмывался он мылом. Когда стал чистым, к нему вернулись все вещи, пирожок и бутерброд. Обрадованный Мойдодыр стал ласков с мальчиком. Сказка заканчивается призывом умываться, мыться, купаться, в последних строчках славится вода.
Чему учит произведение?
Сказка призывает детей к соблюдению правил личной гигиены. Чуковский сам писал, что в «Мойдодыре» содержится страстный призыв малышей к умыванию и чистоте. Во время написания произведения (начало XX века) в стране были большие проблемы с соблюдением личной гигиены. Сказка «Мойдодыр» положительно повлияла на многих детей.
В произведении ярко и убедительно для ребёнка показано, как важно самому следить за чистотой рук и тела, своих вещей, комнаты. Из сказки детям становится совершенно ясно, что быть грязнулями стыдно (срам!), они никому не приятны, с неряхами никто не хочет общаться.
Отзыв о произведении.
Сюжет произведения прост, история с мальчиком забавна, её интересно читать, стихи легко запоминаются с раннего детства на всю жизнь. В сказке нет скучного назидания, и тем действеннее её цель — пробудить в детях любовь к чистоте.