«Честное слово» - краткое содержание для читательского дневника
Дата создания: 1943.
Жанр: рассказ.
Тема: верность данному слову.
Идея: умение держать слово — черта настоящего человека.
Проблематика. Безответственность одних создает трудности ответственным людям.
Основные герои: мальчик; рассказчик.
Сюжет. Повествование ведется от лица рассказчика.
Как-то вечером он зашел в один сад Васильевского острова. При нем была интересная книга, он читал и не заметил, как подступила темнота. Подходило время закрытия сада, о чем возвещал колокольчик сторожа. Вдруг рассказчик услышал, что за кустами кто-то тихо плачет.
Он пошел на плач и увидел, что возле домика, напоминавшего сторожку, горько заливался слезами мальчик не более восьми лет. Появление незнакомого человека заставило его прекратить плач. На вопросы, что произошло, мальчик не хотел отвечать ничего определенного, но когда взрослый человек попытался взять увести его из сада, он воспротивился, наотрез отказался идти. На вопрос, не болит ли у него что, он ответил отрицательно. Наконец, мальчуган рассказал обо всем. Какие-то ребята, более старшего возраста, назначили его в военной игре сержантом. "Маршал" поставил его часовым и взял с него честное слово не оставлять пост при пороховом складе, роль которого исполняла сторожка. Эти мальчишки уже разбежались по домам, поели и лежали в теплых постелях, а забытый ими часовой так и не покинул пост. Маленькому сержанту тоже хотелось домой, хотелось поужинать и лечь в постель, но данное им честное слово не позволяло уйти.
Рассказчик сам не мог помочь мальчику в этой ситуации, потому что он был гражданский, ведь исключительно военный, причем старше сержанта по званию, мог разрешить часовому покинуть охраняемый объект. Но рассказчику пришла верная мысль найти военного человека и привести на это место. И вот, попросив мальчика подождать минутку, он бросился на поиски человека в форме.
Нужен был лейтенант, но попадались то мальчишки-ремесленники в черных шинелях, похожих на флотские, то железнодорожник в красивой, но совершенно бесполезной в данном случае шинели. Рассказчик уже отчаялся и собрался было возвращаться, но вдруг заметил на остановке трамвая подходящую фуражку. Такая фуражка защитного цвета могла принадлежать только командиру.
Майор сначала отказывался понимать просьбу какого-то незнакомого человека. Ушел трамвай, в который он собирался войти, и это очень рассердило его. Когда, наконец, военный вник в сложившиеся обстоятельства, то с готовностью согласился помочь. Подойдя к саду, они увидели, что сторож уже запирает ворота. Они попросили его немного подождать, объясняя, что в глубине сада находится мальчик.
А маленький часовой все так же стоял на прежнем месте и тихо плакал. Мальчик был рад появлению пришедших, но с места не сдвинулся, пока майор как старший по званию не приказал ему. Только после этого мальчик, взяв под козырек, оставил свой пост. Все они облегченно засмеялись.
Уже за пределами сада двое взрослых людей обменялись с мальчиком рукопожатием. На предложение проводить его домой он ответил, что не нужно, он не боится, живет близко. Да разве мог бояться темных улиц и хулиганов мальчик с такой стойкостью и верностью слову? Этот мальчик вырастет и непременно станет очень ответственным человеком, на которого всегда можно положиться. Ведь известно, кто верен слову в малом, тот верен слову и в большом. А мальчик с детства усвоил, что данное слово обязательно надо сдержать, даже в игре.
Отзыв о произведении. Очень поучительный рассказ, необходим для детского чтения. В детях должно воспитываться серьезное отношение к данному слову. В современной жизни, конечно, сложно представить такую ситуацию. Родителей мальчика привлекли бы к ответственности: ребенок без присмотра по темноте гуляет. С этим гуманизмом, всячески угождающим плоти, нет настоящего мужского воспитания.