«Республика Шкид» - краткое содержание для читательского дневника
Дата создания: 1927.
Жанр: повесть.
Тема: перевоспитание малолетних преступников.
Идея: при правильном подходе из любого преступника можно сделать нормального гражданина.
Проблематика. Беспризорность в России после революции.
Основные герои: Янкель, Цыган, Японец, Воробышек, Виктор Николаевич.
Сюжет. О Шкиде рассказывают ее бывшие ученики - Янкель и Пантелеев. В здании бывшего коммерческого училища советская власть открывает "Школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского", которую впоследствии ее обитатели сокращенно назовут "Шкид" или Шкида. Ее учениками должны были стать ребята, чье детство исковеркали годы Гражданской войны и революции.
В Шкиду начинают прибывать первые воспитанники. Среди них сразу же выделяется Воробьев по кличке Воробышек. Он отличился тем, что чуть не застрелил заведующего детдомом.
Первое время ученики блаженствовали. Их кормили до отвала, а занятия в школе пока не начинались. После обеда ребята шли на улицу и занимались привычным промыслом.
Заведующего и основателя школы звали Виктор Николаевич. Вместе с ним преподавательницей немецкого языка работала жена - Элла Андреевна.
Вскоре начались занятия. В Шкиду поступил новый ученик - Николай Громоносцев, которого назвали Цыганом. Он поднял свой авторитет, придумав заведующему прозвище Викниксор.
Заведующий придумал и нарисовал герб школы - подсолнух и объявил, что с этого времени Шкид нужно считать республикой.
Еще одним новым учеником стал Гришка Черных. Его воспитанники сразу же окрестили Янкелем.
"Шкидовцы" часто выходили на организованную прогулку в порт. Однажды они встретились с двумя немецкими матросами. Эта встреча возвысила еще одного ученика - Еонина, который очень хорошо говорил по-немецки. Новичку дали кличку Японец. Японец и Янкель стали настоящими героями школы, сочинив под руководством заведующего гимн Шкиды.
Воспитателей и педагогов "шкидовцы" называли халдеями. За все время существования школы они часто сменялись. Кто-то уходил сам, кого-то увольняли. В целом из шестидесяти человек в Шкиде осталось работать десять. Некоторые из них (дядя Саша и дядя Костя) стали настоящими старшими товарищами для воспитанников.
Большим событием для Шкиды стало введение самоуправления. Викниксор торжественно объявил о введении шкидовской конституции.
В мае вся школа переехала на дачу. Ребята часто купались, загорали, но занятия проходили в обычном режиме. Скоро дачная жизнь наскучила шкидовцам. Развлечением стала война с воспитателем Косецким, победу в которой одержали воспитанники.
Начался новый учебный год. В Шкиде появилась своя "Летопись". Вдобавок Викниксор ввел деление воспитанников на пять разрядов в зависимости от поведения.
Значительным событием стал пожар в Шкиде. К счастью, никто не пострадал.
В школе постоянно издавались собственные газеты. Одно время их число достигало 60.
В игровой форме у воспитанников прошла Гражданская война, после которой был создан свой Союз Социалистических Республик. Беспризорники сами начали просить заведующего, чтобы он обеспечил им занятия по политграмоте.
Шкидовцы взрослели, начали увлекаться девушками. Влюбленные ребята присмирели, стали внимательнее относиться к своему внешнему виду.
После того как школу покинул преподаватель политграмоты, воспитанники создали кружок "Юнком" для подготовки к вступлению в комсомол. Они заявили о решительной борьбе с воровством. Постепенно кружок набирал популярность.
Однажды Викниксор уехал на какой-то съезд. За время его отсутствия Шкида вернулась к воровству, в котором участвовали даже два члена "Юнкома". Вернувшийся заведующий был очень огорчен. Он устроил "первый выпуск", отправив четырех человек на исправительную работу в деревню.
Прошло три года после открытия школы. Первым ученикам уже исполнилось по 16 лет. Янкель и Пантелеев сами обратились к заведующему, заявив о своем желании вступить в нормальную жизнь. Постепенно из Шкиды один за другим начали уходить и другие ученики.
В эпилоге Янкель и Пантелеев рассказывают о встрече с бывшими шкидовцами. Все они нашли свое место в жизни, навсегда покончив с преступным прошлым.
Отзыв о произведении. Повесть написана совсем молодыми людьми, которые еще недавно сами были учениками Шкиды. Поэтому очень правдоподобно воспринимаются диалоги ее героев. Вместе с тем заметно приукрашивание действительности, слишком раннее пробуждение у бывших преступников классовой и социальной сознательности. Скорее всего, авторы намеренно умалчивают о многих неприглядных фактах. Но нельзя не признать, что подобные школы действительно приносили пользу. Многие выпускники начинали нормальную трудовую жизнь.