«На дне» - краткое содержание (пересказ) по действиям
2. Краткое содержание первого действия пьесы Горького «На дне»
3. Краткое содержание второго действия пьесы Горького «На дне»
4. Краткое содержание третьего действия пьесы Горького «На дне»
5. Краткое содержание четвертого действия пьесы Горького «На дне»
Действующие лица
Барон - разорившийся барин.
Квашня - торговка.
Бубнов - в прошлом скорняк.
Клещ - слесарь.
Анна - жена Клеща.
Костылев - хозяин ночлежки.
Сатин - в прошлом телеграфист.
Актер - в прошлом актер Залесский-Сверчков.
Пепел - вор.
Лука - странник.
Краткое содержание первого действия пьесы Горького «На дне»
Действие происходит в подвальном помещении с тяжелыми каменными сводами, обвалившейся штукатуркой и нарами по стенам. Квашня рассуждает о своём отношении к замужеству и говорит, что она «свободная женщина» и не желает идти под власть мужчины. Клещ говорит, что она все-таки выйдет за Абрамку, Квашня парирует, указывая, на то, что сам он жену заездил до смерти. Настя читает роман о любви, а Барон смеется над ней. В ночлежке стоит шум, ругань, среди которой раздается голос Анны, умоляющий о тишине. Она тяжело больна и хочет умереть спокойно.
Проснулся Сатин и выясняет у присутствующих, кто его вчера бил. Клещ заставляет Актера подмести пол, но тот отказывается, потому что сегодня очередь Барона. Квашня с Бароном уходят на рынок. Сатин бессвязно произносит умные словечки, в прошлом он работал телеграфистом и знал много слов, теперь они потеряли для него значение. Актеру вспомнилось прошлое, как он в «Гамлете» играл могильщика.
Бубнов в прошлой жизни был скорняком, было у него свое заведение. Руки у него были желтые от краски, думал, что никогда не отмоются. Теперь они у него просто грязные, выходит, как себя снаружи ни раскрашивай, все сотрется.
Анне душно, Актер ведет ее в сени подышать воздухом. В ночлежку входит хозяин Костылев, он напевает какой-то церковный мотив и останавливается у дверей комнаты Пепла. Он интересуется, не видел ли кто Василису, потом говорит Клещу, что надо бы ему поднять плату. Клещ предлагает просто задавить его, но Костылев в этом случае останется без выгоды. Клещ кричит на него и уходит.
Костылев рассуждает о доброте, которая превыше всех благ на свете, и признается в любви своим постояльцам. Затем Михаил Иванович стучится к Ваське Пеплу, тот открывает и требует с него деньги. Из слов Сатина становится понятно, что Костылев думал застать жену с пеплом. Сатин советует Ваське убить хозяина, взять в жены Василису и самому стать их хозяином. Пепел смеется, что они не только хозяйство, но и его самого в кабаке пропьют. Васька дает Сатину с Актером денег на выпивку, и они уходят.
Пепел интересуется у Клеща, как чувствует себя Анна. Тот отвечает, что скоро она умрет, и тогда он «кожу сдерёт, но выберется» отсюда. Он «рабочий человек», и ему зазорно жить здесь среди «рвани подзаборной». Пепел заступается за постояльцев, отмечая, что честь-совесть необходима тем, у кого власть да сила.
Вошедшая Наташа приводит нового постояльца. Лука сразу старается расположить к себе ночлежников, говоря, что ко всем относится с уважением, даже к жуликам. Наташа сообщает Клещу, что Анна на кухне, и уходит. Пепел признаётся Бубнову, что Наташа его отвергает. Клещ предостерегает его, потому что Василиса все равно не позволит им быть вместе.
Пепел решил поразвлечься и предлагает Барону встать на четвереньки и лаять за полбутылки. Он напоминает ему, что было время, когда он ночлежников за людей не считал. На это Барон ему ответил, что тогда и надо было его заставлять на четвереньках ползать. Бубнов напоминает, что здесь господ нет, «один голый человек остался».
Лука смеется, что первый раз барона встречает, «да и то испорченного». Старик, наблюдая за ночлежниками, сочувствует их жизни и замечает, что люди делаются все интереснее. Барон сетует, что были времена, лучше жили, кофе со сливками пили. Он пытается узнать у Луки, кто он такой, но тот уклоняется от ответа. Барон по старой привычке требует у него документы. Лука замечает, что барство похоже на оспу, выздоровеет человек, а следы видны.
Приходит Василиса, гонит прочь сапожника Алешку, которому она запретила появляться в ночлежке, требует у Луки паспорт. Тот обещает принести ей документ позже, она обзывает его проходимцем. Хозяйка интересуется, появлялась ли здесь сестра, ругается, что грязно, и уходит. Бубнов объясняет Луке, что она зашла к любовнику, да не застала, вот она и злится.
Бубнов просит Настю подмести, но она отказывается. Вместо этого девушка собирается напиться, чтобы потом плакать. Лука берет метлу и едет подметать. Настя объясняет Бубнову, что Василиса злится на Алешку из-за его слов о том, что она Пеплу надоела, он теперь на Наташу виды имеет. Девушка жалуется, что все надоело, что она здесь лишняя и собирается сменить место жительства.
Пришедший в ночлежку Медведев говорит, что не узнает Луку, а он в своем участке должен всех знать. Лука усмехнулся, что «земля-то не вся в его участке поместилась».
Вернулась Квашня и сообщила, что Медведев предлагает ей венчаться, Бубнов советует ей не отказываться. Лука привел Анну и упрекнул постояльцев, что они ее бросили одну. Квашня съязвила, что ее горничная гулять ушла. Лука ответил, что человека нельзя так бросать, «каков не есть, а всегда своей цены стоит».
Распахивается дверь, Костылев кричит, что Василиса Наташку убивает.
Краткое содержание второго действия пьесы Горького «На дне»
Настал вечер, Сатин, Барон и крючники играют в карты. Барона уличают в шулерстве, Актер, наблюдавший за игрой пытается убедить Татарина, что он ошибся. Князь пытается доказать, что нужно играть и жить честно. В итоге Барон сознается, игра заканчивается, крючники уходят. Сатин смеется над Бароном, как он, человек с высшим образованием, даже «карту передернуть» не может.
Актер предлагает Луке послушать, как он декламирует стихи, когда-то у него это неплохо получалось, а теперь все пропало. Он вспоминает о своей актерской жизни и признается, что пропил душу свою. Странник пытается утешить его, рассказывая, что есть больница для пьяниц, но забыл в каком городе. Он говорит, что Актёру нужно вылечиться и вернуться в профессию, «человек все может, лишь бы захотел».
Анна зовет Луку, чтобы он посидел с ней, она вспоминает о том, как жила. Они с мужем всегда бедствовали, каждую крошку берегли, Клещ ее бил и оскорблял. Странник и для Анны находит нужные слова, объясняет ей, что скоро она успокоится. Когда умрёт, не будет ни желаний, ни боли, Анна сможет отдохнуть от всех своих проблем, смерть всех успокаивает. Самое главное нужно верить, что Господь направит её в рай за то, что она жила очень трудно. У Анны появляется надежда на выздоровление, если там она избавится от страданий, то здесь можно еще потерпеть. Лука усмехается, но их разговор прерывает Пепел, который хвалит Луку за то, что он врет хорошо.
Пепел пытается узнать у Медведева, как здоровье Наташи, его племянницы. Медведев отвечает, что это не его дело, Васька угрожает, что увезет Наташу от них. Медведев называет его вором и грозит упрятать в тюрьму. Пепел угрожает, что один он не пойдёт, а потянет за собой всё их семейство, так как Костылевы скупают краденое. Васька рассказывает, что его отец всю жизнь просидел в тюрьме и ему завещал, его с детства вором зовут. Лука дает совет Пеплу перебраться в Сибирь, потому что умные и сильные живут там, как огурец в парнике. Слушая старика, Пепел удивляется, почему он все время врет. Лука объясняет, что в его случае правда может обернуться бедой. Пепел спросил старика о Боге, тот ответил, что Бог есть, если в него веришь.
Появляется Василиса и направляется к Пеплу. Бубнов отправляется в трактир, старик делает вид, что ушел, хлопнув дверью, а сам прячется на печи.
Василиса хочет обнять Ваську, но тот стряхивает ее руку, признаваясь, что не любит её. Женщина сказала, что он обидел ее и обманул. Пепел объясняет, что в женщине, кроме красоты внешней, должна быть душа, а у Василисы ее нет, поэтому он хочет расстаться с ней без лишнего шума. Василиса надеялась, что Пепел вытянет ее из этого омута, и предложила ему взаимовыгодную сделку. Она знает, что Ваське нравится ее сестра, она готова отступиться, чтобы Пепел женился на Наташе. Василиса предложила ему деньги и свободу в обмен на то, что он убьет ее мужа, так как Костылев никому жизни не дает. Пепел из-за него несколько раз в тюрьме сидел, над Наташей он измывается, и самой Василисе без мужа будет лучше. Пепел может это сделать не сам, а через товарищей. Их диалог прервало появление Костылева, который начинает топать ногами и кричать на жену. Васька просит его уйти, тот отказывается, тогда Пепел встряхивает его за воротник, хозяин с криками убегает.
Пепел обнаруживает Луку на печи, странник не отпирается, что все слышал. Он советует Ваське прекратить отношения с Василисой, с мужем она и без него управится. Лука в разговоре упоминает, что сам через баб пострадал когда-то. Он советует Пеплу уходить отсюда как можно скорее с Наташей или без неё, потому что добром это не кончится.
Лука, услышав хрипы Анны, подходит к ней и понимает, что она умерла. Он думает, что нужно мужу сообщить, Пепел говорит, что он в трактире. Они уходят сообщить Клещу о смерти жены.
Приходит Актер, ищет старика и читает забытый стих. Вместо Луки его встречает Наташа, которой он рассказывает о том, что будет искать город, где сможет вылечиться от алкоголизма. Ему обидно, что он потерял своё имя, а звали его Сверчков-Заволжский. Наташа подходит к кровати Анны и видит, что та скончалась, она сообщает об этом присутствующим. Бубнов делает вывод, что она кашлять перестанет наконец. Актер отправляется в трактир к Клещу. Бубнов интересуется у Наташи, не Ваську ли она ждет, и предупреждает, что он ей жизнь сломает. Наташа считает, что пусть уж лучше он.
Ночлежники, узнав о смерти Анны, говорят, что нужно ее срочно вынести отсюда. Наташа печалится, что никто Анну не пожалел и слова доброго о ней не сказал. Лука заметил, что живых не жалеют, сами себя не жалеют, что уж тут о мертвых говорить.
Крючники говорят, что нужно в полицию сообщить, чтобы не подумали, что ее муж убил. Клещ горюет, что не на что хоронить, ночлежники обещают помочь, кто, чем может. Наташа боится, что Анна теперь ей сниться будет, Лука ее утешает, говоря, что мертвых не надо бояться, нужно бояться живых.
Возвращаются Сатин и Актёр, телеграфист объясняет, что старик обманул: ни города, ни лечебницы нет. Бубнов просит замолчать и ложиться спать.
Краткое содержание третьего действия пьесы Горького «На дне»
Действие происходит на пустыре, на который выходит одна из стен ночлежки. Постояльцы слушают историю несчастной любви Насти к Раулю. Наташа проявляет интерес, всерьез воспринимая рассказ Насти. Бубнов и Барон смеются над Настей, которая не выдерживает и срывается на них. На защиту Насти встает Лука, который требует уважения к девушке, а Наташа говорит, что они завидуют. Настя, помолчав, продолжает историю и заканчивает ее со слезами, Бубнов с Бароном смеются над ней, понимая, что она пересказывает прочитанные книги. Настя обвиняет их в бездушности, Лука со словами утешения уводит её.
Бубнов удивляется, почему люди так врать любят. Наташа предполагает, что враньё приятнее правды, девушка признается, что и сама иногда представляет что-нибудь небывалое. Барон с усмешкой говорит, что ему ждать уже нечего, все прошло. Он сочувствует Наташиной жизни, обвиняет ее сестру в жестокости. Наташа говорит, что всем плохо жить, с ней спорит Клещ: «Кабы – всем… пускай! Тогда – не обидно…».
Барон отправляется к Настёнке мириться, иначе она не даст денег на выпивку. Лука поддерживает его, говоря, что всякий человек ласку любит. Старик вспоминает, что когда-то он был сторожем на даче под томском. Однажды он услышал, как лезут воры, взял ружье и пригрозил им. Они на него с топором пошли, но, увидев ружье, на колени упали, пощады просить стали. Старик заставил их выпороть друг друга, потом накормил их, они остались у него, так втроем всю зиму дачу и сторожили. Мужики были беглые с поселения, не пожалей он их, убили бы, а потом снова – суд, тюрьма, Сибирь, а «тюрьма – добру не научат».
Бубнов признался, что он врать не научился, для него предпочтительнее правда. Клещ снова подскочил и закричал яростно: «Жить нельзя… вот она – правда». Бубнов объяснил, что Клещ еще не привык к жизни.
Подошедший Пепел поинтересовался, что случилось с Клещом, Васька не любит его за гордость и злость. Лука рассказывает о человеке, который верил в праведную землю. Он считал, что там живут хорошие, уважающие друг друга люди. Этот человек был беден, но, какие бы неприятности с ним не случались, он не терял оптимизма и говорил, что ещё чуть-чуть потерпит, а потом уйдет в праведную землю. Однажды встретился он с ученым и попросил его, чтобы тот на карте показал ему праведную землю. Тот разложил атласы, долго искал, но не нашёл, и сказал об этом человеку, который рассердился и дал учёному в ухо. Потом он пошёл домой и там удавился. Лука делает вывод, что «не всегда правдой душу вылечишь».
Пепел в очередной раз предлагает Наташе жить вместе, дает слово, что бросит воровство, будет работать. Он не считает, что воровство – это грех, но понимает, что жить нужно так, чтобы «самого себя уважать можно было». Девушка сомневается, что любит Пепла, но он говорит, что его любви хватит на двоих. Пепел тоже хочет выбраться из трясины на поверхность и спасение своё видит только в Наташе, его поддерживает Лука. Наташа соглашается, но предупреждает, что не позволит Ваське бить и обижать себя. Василиса, ставшая свидетелем их объяснения, сказала, что Пепел ни бить, ни любить не умеет. Следом за Василисой появляется Костылев, который сразу нападает на Наташу за то, что она дармоедка, сидит без дела, сплетни собирает. За Наташу вступается Пепел, Василиса подстрекает его.
Костылев беседует с Лукой, говоря, что люди не должны бродяжничать, нужно, чтобы от человека польза была. Странники должны жить в лесах, молиться за всех, никому не мешать, окружающих не осуждать. Все хорошие люди должны иметь паспорт, а у Луки его нет. Странник в иносказательной форме дает понять, что вообще не считает Костылева человеком, хозяин ночлежки пригрозил Луке полицейским и потребовал съехать с квартиры, мужа поддержала Василиса.
Бубнов посоветовал страннику не связываться с Костылевыми, они его за копейку продадут, лучше ему уйти. К слову он открывает Луке тайну своего прошлого. Когда-то у него было свое заведение, он был женат, жена его связалась с мастером. Бубнов стал бить жену, а мастер - его. Появились у него мысли об убийстве, но вовремя одумался и ушёл. Так он и попал в ночлежку.
Подошедший Сатин упрекает Луку за то, что он сбил с толку Актера. Лука в ответ делает ему комплимент, говорит, что он веселый, приятный человек. Странник удивляется, как же Сатин попал в ночлежку. Оказалось, что он убил «подлеца» за родную сестру, сел в тюрьму, а там в карты играть научился.
Появляется Клещ, который не знает, что ему теперь делать. Он остался без инструментов, продал их, нужны были деньги на похороны. Раздаются крики Наташи, которую снова бьют родственники. Квашня и Настя выводят ее под руки, Костылевым обварили ей ноги. Все сбиваются в кучу, а Пепел ударил Костылева и убил его. Начинается суматоха, Василиса обвиняет Ваську в убийстве мужа, Пепел не собирается идти в тюрьму один, он хочет подвести Василису под суд, потому что она уговаривала его убить мужа, значит, тоже виновата. Наташа решает, что её обманули, и Василиса с Пеплом заодно.
Краткое содержание четвертого действия пьесы Горького «На дне»
В ночлежке произошли изменения: убрали перегородку, отделявшую Васькину комнату, исчезла наковальня. Сатин, Барон и Настя сидят за столом, перед ними бутылка водки, несколько бутылок пива и кусок черного хлеба. Настя вспоминает о Луке и называет своих собутыльников ржавчиной. Сатин с Бароном сходятся в том, что у старикана рыльце в пушку, поэтому он убежал от полиции. Она хвалит старика за то, что он все видел, все понимал, добрый был. Сатин называет его «мякишем для беззубых». Татарин советует всем чтить коран, не грешить, он утверждает, что Лука «закон в душе имел».
Настя в отчаяние собирается уйти из ночлежки, потому что ей всё здесь противно. Сатин советует ей прихватить Актера, который собирается на край света искать лечебницу для алкоголиков. Актер сидит на печи и обвиняет ночлежников в том, что они бессердечные, невежды, дикари. Он цитирует фрагменты классических произведений, которые сохранились в его отравленной алкоголем голове. Чувствуется, что он на грани срыва. Барон пытается его успокоить, но Актер настроен воинственно.
Сатин продолжая разговор о Луке, говорит, что согласен со стариком в том, что не надо мешать человеку. Испортил старик сожителей, так как они стали задумываться о своей жизни. Клещ заметил, что старик не любил правду. Сатин вступился за Луку, потому что тот всё понимал, он пытался облегчить людям участь, утешить их, примирить с жизнью. Ложь нужна слабым людям и тем, кто живёт за чужой счёт, первых она поддерживает, для других она выгодна. Ложь необходима рабам и хозяевам. Лука подействовал на Сатина очищающе, под его влиянием бывший телеграфист снова стал думать, говорить как образованный человек.
Сатин одобряет в старике то, что тот видит мир своими глазами, он ни от кого не зависит. Лука считает, что все люди живут для «лучшего» человека, «какого подобного и не видала земля». Такие люди появляются редко, возможно, раз в сто лет, но все люди ждут их появления, даже те, кто считает, что живет для себя. Сразу невозможно определить, что человек «лучший», поэтому уважать нужно всех, особенно детей.
Барон вспоминает свое прошлое, своих предков, богатство, крепостных, но Сатин предлагает ему забыть об этом: «в карете прошлого - никуда не уедешь».
Постояльцы вспоминают Наташу и Ваську Пепла. Настя сказала, что Наташа уже выписалась из больницы, и никто не знает, где она. Клещ размышляет, кому больше срок дадут: Василисе или Ваське. Настя утверждает, что Василиса вывернется, а Пепла в каторгу пошлют, Сатин возражает, что за убийство в драке много не дадут. Настя сожалеет об этом и высказывает мнение, что всех бы их отправить в Сибирь. Сатин удивился, что случилось с Настей, не с ума ли она сошла. Барон хотел дать ей в ухо, но Сатин заступился, потому что оскорбленные люди обычно ничего никому не прощают. Барон напомнил Насте, что она не чета ему, в ответ Настя упрекнула сожителя, что он живёт за её счёт и ее же бьет, ругает. Настю поддержал Актер, она пожелала всем смерти и убежала.
Клещ отремонтировал гармонь, и, выпив с Сатиным, сказал, что везде люди, оказывается. Сатин рассуждать о человеке, он считает, что человек свободен и сам решает, что ему делать, как жить. Он за все платит сам, и в этом его свобода. В своих рассуждениях Сатин приходит к общему понятию человека, он объединяет в это понятие всех людей, живущих на земле, Все остальное производится человеческими руками и мозгом. Сатин считает, что человека нужно не жалеть, а уважать. Ему приятно чувствовать себя человеком, он презирает тех, кто работает ради сытости, человек должен быть выше этого.
Рассуждения Сатина вызывают ответный отклик в душе Барона. Он признается, всегда жил, как в тумане, ничего не понимал. Сейчас у него создается ощущение, что он всю жизнь только переодевался: сначала в мундир дворянского института, потом во фрак, после фрака в халат, потом появились серый пиджак и рыжие брюки, после мундир с фуражкой, а потом его обрядили в арестантский халат, «потом - одел вот это». Барон не помнит, чему учился, зачем женился, не заметил, как разорился. Он задумывается, для чего же родился на свет, На что Сатин со смехом отвечает: «Человек рождается для лучшего!» Барон уходит искать Настю, потому что осознает, что она тоже человек.
Актер неожиданно обращается к татарину и просит князя помолиться за него, потом сползает с печи, подходит к столу, выпивает водки и почти бегом удаляется из ночлежки.
В ночлежку заходит Квашня, ее встречают Медведев, которого она все-таки взяла в сожители. Торговка запрещает ему выпивать, чтобы он не буйствовал. Она пытается пресечь слухи о том, что она бьёт Медведева.
Постояльцы выпили ещё и запели, тут отворилась дверь, и вошедший барон сообщил, что актер повесился. Все потрясены, и в тишине раздался голос Сатина: «Эх... испортил песню... дур-рак!»