«Песчаная учительница» - краткое содержание (пересказ)


Мария Никифоровна Нарышкина, дочь учителя, двадцатилетняя девушка с телосложением, больше похожим на юношеское, с твердыми накачанными ногами. Родом она из небольшого городка в Астраханской губернии. Нарышкину отличает крепкое здоровье, которым она обязана как отменной наследственности, так и тому, что отец старательно оберегал дочь от ужасов Гражданской войны.

География - раннее увлечение Марии Никифоровны. Эта наука привлекала девушку с самого детства. И вот по достижении шестнадцати лет отец отправил ее на педагогические курсы. Во время обучения, длившегося четыре года, девушка расцвела, раскрылась ее женственная натура, сформировалось мировоззрение. Она стала цельной личностью со своим отношением к жизни.

По распределению Мария Никифоровна попала в глухое место - село Хошутово. Его местоположение можно описать коротко и просто - граница со среднеазиатской пустыней. Именно этим фактором обусловлена бедность и безжизненность этого населенного пункта. По пути на новое место жительства Мария в первый раз попала в песчаную бурю.

Лишь на третий день девушка оказалась в селе. Ее глазам предстала не очень приглядная картина: Хошутово было полностью завалено песком. Каждый день жители очищали село, но этот труд был бесполезен, спустя недолгое время все снова засыпало песком. От него было просто некуда деться. Сельчане пребывали в отчаянии. Давил не только песок, но и та бедность, в которой им приходилось из-за него жить. Из этой ситуации, казалось, не было выхода. Крестьяне сдались, сломленные силой природы, они уже ни на что не надеялись. Помочь им могло только чудо или же переселение на более плодородные почвы куда-нибудь на север.

Жилье Марии Николаевне определили при школе, девушка выписала все необходимое и начала трудиться на учительском поприще. Правда, дети посещали школу, как попало: то двадцать учеников придут, то всего пять. А когда пришла зима, в школе и вовсе стало пусто. В это время крестьяне испытывали особенную тяжесть своей доли, ведь хлеб был на исходе. А в конце декабря случилась беда - умерло двое детей. Они были из числа учеников Нарышкиной.

Сильная натура девушки уже не могла справиться с такими испытаниями, Мария Никифоровна не знала, что предпринять, как исправить ситуацию. Дети болели и голодали, им было не до ученья. Впрочем, как и их родителям, которые смотрели на школу равнодушно.

И тут молодая учительница нашла выход. Нарышкина решила обучать односельчан борьбе с песками. В отделе народного образования девушке предложили самой заняться этим делом, ведь никаких специальных преподавателей нет. Вернувшись, Мария Никифоровна взялась за дело. Первым мероприятием в ее программе борьбы с песком стали добровольные общественные работы два раза в год, весной и осенью. Правда, уговорить крестьян на это дело было трудновато, но все же удалось. Как же преобразилось Хошутово за год! Кроме этого, «песчаная учительница» выяснила, что на таких почвах растет только кустарник шелюга, похожий на иву. Именно его под ее неустанным контролем и рассадили повсюду. К чему же это привело? Результат был очевиден: полосы шелюги стали защитой от ветров, укрепили пески, увеличили урожайность травы, а также дали возможность орошать огороды.


Но и даже это было не все. Теперь в качестве топлива сельчане использовали не вонючий сухой навоз, а кустарник, ветки которого стали еще и строительным материалом для корзин и мебели, продажа которых давала дополнительный доход.

Мария Никифоровна не остановилась на достигнутом, она достала саженцы сосны, которых хватило на две полосы. Эти посадки защищали еще лучше, чем шелюга. Школа наполнилась детскими голосами, приходили и взрослые, которых интересовало так называемое «песчаное дело». Жизнь в пустыне наладилась. На целых три года жители села забыли о бедности и отчаянии. Но пришла беда, откуда не ждали. Точнее не знала Нарышкина.

Раз в пятнадцать лет по кочевому кольцу проходили кочевники и собирали все то, что за эти годы породила степь. И вот настал этот день. Степь покрылась настоящим дымом под копытами тысячи кочевников и их стад. Трехлетний ежедневный труд крестьян был уничтожен всего за трое суток. Кони и скот вытоптали все посевы, за которыми так ухаживали жители этих мест, а сами люди вычерпали все колодцы.

Мария Никифоровна пребывала в ужасе от происходящего и не придумала ничего, кроме того, чтобы пойти к вождю на разговор. Тот был вежлив и объяснил девушке, что в их поступке нет злобы, все дело лишь в том, что много скота, а травы очень мало. Они бы и рады вести себя иначе, но ведь им тоже нужно как-то жить. Вождь рассуждал логично и видел только одно решение: большее число жителей села Хошутово сможет прогнать кочевников обратно степь. И это, по его представлениям, будет вполне справедливо. Пока же этого не произойдет, они будут приходить и все истреблять. Они едят траву, чтобы утолить голод, и в этом нет никакого преступного умысла. Вот и вся правда!

Нарышкина понимала, что вождь прав, и его размышления мудры. Девушка отправилась к начальнику округа с подробным докладом. Ответ же поверг Марию Никифоровну в недоумение: оказывается, в Хошутово теперь в ней не нуждались. Население знает способы борьбы с песком и сможет все начать с начала после того, как кочевники покинут их края.

А вот помощь Нарышкиной была нужна в другом селе - Сафуте, в котором осели странствующие жители. Именно туда заведующий предложил переехать девушке. Если учительница сможет поднять жизнь этого заброшенного места до уровня Хошутово, то это привлечет еще больших кочевников, тогда и истребления в других селениях закончатся.

Девушка понимала, что этот переезд поставит крест на ее судьбе, на ее личном счастье, но оставить в беде людей она не могла, поэтому согласилась. Наталья Никифоровна пообещала, что вернется в Хошутово через пятьдесят лет по хорошо наезженной лесной дороге. Глядя на эту самоотверженную девушку, заведующий понимал, что она сможет управлять не только школой, но и целым народом.




Краткие содержания произведений Платонова А.П.

  • «Котлован»
  • «Неизвестный цветок»
  • «Усомнившийся Макар»