«Слово о полку Игореве» - краткое содержание (пересказ)


Сказитель начинает повествование с зачина, в котором сообщает о намерении освещать поход Игоря правдиво, «по былям нашего времени». Автор сопоставляет свою манеру изложения событий с песнями «соловья старого времени» Бояна, творчеству которого свойственна поэтическая образность и витиеватость.

Новгород-северский князь Игорь с дружиной собирается выступить против половцев и ждёт, что к нему присоединится его любимый брат Всеволод, курский князь. Всеволод, исполненный братских чувств, изъявил готовность быть участником похода Игоря. Он говорит, что кони его оседланы, куряне — опытные воины — готовы биться с честью, во славу князя.

В самом начале выступления Игоря в поход, случилось солнечное затмение. Это было знамение: солнце словно заслоняло тьмою путь Игорю. Но князя не остановило мрачное предзнаменование — слишком велико его желание биться в половецком поле. Войско Игоря идёт к Дону.

И в пути дурные знаки не оставляют русское войско: то птицы тревожно закричат, то волки завоют, то Див, половецкий идол, кличет. Заночевало войско в степи, а на рассвете в пятый день недели русичи потоптали полки половцев, красных девушек половецких захватили, взяли золото, дорогие ткани. Одеждой половецкой путь устилали в болотах и топях

Вновь ночует Игорево войско в степи, а в это время с вражеской стороны ханы Гзак и Кончак идут к Дону Великому, обступают со всех сторон русские полки. Заградили русичи поля червлёными щитами, подготовились отразить нападение.

Началась кровавая битва. Гудела земля, мутнели реки, и пыль ложилась на поля. Отважно бьётся князь Всеволод. «Яр Тур Всеволод!» — обращается к нему автор. Многих половцев он сразил, увлечён боем так, что забыл и золотой отеческий престол в Чернигове, и любовь своей прекрасной жены Глебовны.

Сказитель отвлекается от изображения боя на воспоминания прошлого Руси. Он сокрушается о междоусобных войнах князя Олега Святославовича, предка Игоря и Всеволода. Междоусобица ослабила Русь.

Не видела ещё земля русская таких сражений, как это. Кровь лилась рекой, земля под копытами усеяна костьми. Два дня шла битва у реки Каялы. На следующий день русское войско было разбито. Князья Ольговичи были взяты в плен врагами. И травы никнут в скорби, и дерево печально склонилось долу.

Для Руси наступили тяжёлые времена. Много воинов погибло, и рыдали жёны о погибших на поле боя мужьях. Подступила нужда, так как перестали князья биться с врагом, они воюют друг с другом за земли — ничтожное стало для них великим. А супостаты, пользуясь междоусобными распрями, нападали на Русь.

Князья Святославовичи, Игорь и Всеволод, побудили недругов к войне, пришло лихо на землю Русскую. Автор вспоминает, как киевский князь Святослав ещё недавно совершил успешный поход против «поганых ратей», поверг их в страх, взял в плен хана Кобяка. Степняки прекратили поползновения на Русь. А теперь половцы перестали опасаться и вновь нападают на русские земли. Другие народы — греки, немцы, венецианцы — славят Святослава и корят Игоря, утопившего достижение первого в реке Каяле.

Киевскому князю Святославу видится зловещий сон, истолковать который он не может. Одели его в чёрное платье похоронное, наливали ему чёрное вино, осыпали князя жемчугом из поганых колчанов. Рассказал он о своём сне боярам и получил от них его толкование: разбиты половцами войска Игоря и Всеволода.

С горьким чувством Святослав изрёк «золотое слово», предназначенное злополучным князьям Игорю и Всеволоду. Корил он их неповиновением, тем, что не ко времени пошли они в поход, искали славы себе и не призвали на помощь других князей. И не было чести в их кровопролитии. Подставили они своим поражением русичей под саблю половецкую.

Призывает сказитель князей встать на защиту своей земли.

Князю Всеволоду он советует прилететь издалека, чтобы поберечь золотой отцовский престол. Рюрика и Давыда, Ярослава, князя Галицкого, он зовёт к отмщению за нынешние обиды, «за землю Русскую, за раны Игоревы».


Взывает автор к Мстиславу и Роману, стремящемуся к подвигу, победившему многих врагов. И вновь возвращается к неудачному походу Игоря: поделили недруги города по Суле и Роси, а Игорева войска не вернуть. Зовёт он храбрых Ольговичей восстать, собраться с духом и победить.

Обращается сказитель к Ингварю и Всеволоду, троим Мстиславовичам, князьям Волынским. Упрекает их, что не по праву побед расхитили они себе владения, и призывает их стать на защиту Русской земли.

Подчёркивая, насколько не защищена Русь, автор «Слова» говорит о князе Изяславе Полоцком, внуке Всеславовом, который в одиночестве попытался отстоять границы Русской земли от нападения врага. Он был изрублен литовскими мечами, дружина его разбита. Не было с ним никого из князей, никто не помог Изяславу.

Сказитель горячо призывает внуков Ярославовых и Всеславовых, растерявших дедовскую славу, прекратить распри между собой, понять, что междоусобицами они побуждают поганых нападать на Русскую землю.

Далее продолжает сказитель повествование воспоминанием о судьбе Всеслава, полоцкого князя, который «хитростью поднялся», кратковременно правил в Киеве, а потом бежал от киевлян, захватил Новгород, много пролил крови во вражде с князьями, был виновником распрей. Был он удачлив, но и «от бед страдал». Была Всеславу от вещего Бояна припевка молвлена: «Ни хитрому, ни удачливому… суда Божьего не избежать!».

Обращается сказитель к воспоминаниям о первых князьях. Он упоминает старого Владимира как истинного защитника родной земли. Укором звучат слова о нём нынешним Рюрику и Давыду, хоругви которых «порознь развеваются», и нет мира между ними.

О князе Игоре тоскует жена его Ярославна. Стоит она с раннего утра на городской стене Путивля. разносится её голос на Дунае: чайкою безвестной она кличет. Хочет полететь она по Дунаю, смочить рукав в Каяле-реке, кровавые раны князя Игоря отереть.

В горе своём Ярославна разговаривает с природой. К ветру взывает, вопрошая, зачем он веет наперекор, зачем развеял её веселье. Обращается к Днепру, прося «возлелеять» к ней любимого. И у солнца, тёплого и прекрасного, княгиня спрашивает, зачем жжёт оно палящими лучами воинов лады.

Природа откликается на мольбы и слёзы Ярославны. Море в ночи вспенилось, тучи помчались в родную сторону Игоря — Бог показывает князю дорогу домой. Закатилась заря, не спится Игорю: все помыслы его заняты возвращением. В полуночи раздался свист — это половец Овлур, помогая Игорю бежать, за рекой коня подзывал. И то был знак ему.

И побежал князь из плена, сначала горностаем в камышах скрылся, потом гоголем на волны реки прыгнул. Взлетел он на быстрого коня, с него волком спрыгнул, а потом соколом к Донцу полетел, по пути избивая встречную птицу себе в пищу. А Овлур тем временем волком бежал.

Достиг Игорь Донца, и завёл он разговор с князем. Он величает его, говорит о радости, которую Игорь принёс Русской земле своим возвращением. Князь ответно величает реку, благодарит за приют.

Хватились в стане половецком, что пленника нет, и пошли по следу сбежавшего князя Гзак и Кончак. Пока Игорь бежал, все птицы — сороки, галки, вороны — молчали, чтобы не выдать беглеца. Только соловьи весёлые песни пели, а дятлы дорогу князю к реке отмечали стуком.

В дороге обсуждают ханы, как им Игоря вернуть. Гзак говорит, что можно «соколёнка» (Владимира, сына Игоря, оставшегося в плену) подстрелить. Кончак предлагает завлечь Владимира Игревича красной девицей, дать ему в жёны половчанку. Гзак на это ответил, что умчит «соколёнок» красную девицу в своё гнездо, и снова будут русичи в поле бить половцев.

Вернулся князь Игорь Домой. Сказитель вспоминает слова старых песнотворцев Бояна и Ходыны, что нельзя телу без головы и голова без плеч не живёт. Таково и Руси было без князя Игоря. Возвращение его подобно сиянию солнца в небе. Идёт ликование по всей Руси: радостные песни от Дуная до Киева льются. А Игорь по стольному граду Киеву едет к церкви Святой Богородицы Пригощей. Радость и веселье в городах и странах.

Автор заканчивает повествование прославлением Игоря, Всеволода и сына Игоря, всех князей и дружин, выступающих за православных христиан, супротив войска поганого.




Краткие содержания произведений древнерусской литературы

  • «Садко»
  • «Житие протопопа Аввакума»
  • «Хождение Богородицы по мукам»
  • «Сказание о Борисе и Глебе»