Анализ басни Толстого Л.Н. «Старый дед и внучек»

Лев Николаевич Толстой — автор поучительных историй, в которых можно найти ответы на многие нравственные вопросы. Писатель написал более ста басен, и каждая из них содержит мораль. Эти тексты предназначены не только для маленьких читателей, взрослые также должны изучать их и извлекать нравственные уроки. Одна из самых известных и трогательных басен — «Старый дед и внучек».



Мораль басни Толстого Л.Н. «Старый дед и внучек»

Отношения взрослых детей к состарившимся родителям должно быть уважительным. Нельзя упрекать стариков в том, что они потеряли многие навыки и стали беспомощными. Нужно заботиться о родителях и делать все, чтобы люди не чувствовали себя одинокими и ненужными.

История создания басни Толстого Л.Н. «Старый дед и внучек»

Басня «Старый дед и внучек» написана Л.Н. Толстым в период с 1872 по 1886 гг. До этого похожий сюжет встречался в истории братьев Гримм и рассказе К. Ушинского. Но Л.Н. Толстой все равно пишет свою версию басни. Для него важно, чтобы текст читался легко, быстро, непринужденно. Предложения должны быть короткими, в них отсутствует оценка героев и их поступков. В результате именно басня Л.Н. Толстого стала наиболее популярной среди читателей. Она отличается лаконичностью, психологизмом и убедительностью.

Композиция басни Толстого Л.Н. «Старый дед и внучек»

Построено произведение по классическим канонам небольшого рассказа. Начинается сюжет с экспозиции. Читатель узнает, что в одной семье живет пожилой человек. Он слаб и немощен, не может нормально есть, у него нет зубов, он плохо слышит. Далее действие разворачивается, и мы узнаем отношение сына и невестки к дедушке. Его немощность раздражает их, после того как он разбил чашку, женщина отправила старого человека за печку и дала ему есть в лоханке. Кульминацией становится отрывок, в котором родители видят своего маленького сына, вырезающего что-то из дощечек. И развязка заключается в словах ребенка. Он говорит, что готовит лоханки, они нужны ему для того, чтобы в будущем кормить из них мать и отца. Взрослые поняли, что были неправы, и стали относится к дедушке уважительно.

Эпилог басни не выражен четко, он понятен из слов мальчика и последующих действий героев. Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. Каждый человек когда-нибудь состарится и станет беспомощным.


Герои произведения

Басня Л.Н. Толстого «Дедушка и внучек» — одна из самых объемных среди басен этого писателя. В ней представлено несколько героев: дедушка, сын, невестка, внучек Миша. Каждый из них играет особую смысловую роль. Так, дедушка — это дряхлый старичок, который доживает свой век в семье сына. Он представлен больным, немощным. Автор показывает это небольшими фразами, в которых описывается старик. У него не было зубов, слуха, во время еды у него текло изо рта. У читателя сразу возникает жалость к этому человеку. А вот у детей его состояние вызывало лишь отвращение.

Следующие герои — сын и невестка. Это муж и жена, которые схожи по своим характерам. Они брезгливы, раздражительны. Можно отметить их жадность. Как только дед разбил чашку, у него сразу же забрали нормальную посуду и выдали лоханку. В то же время совесть у них просыпается, когда они услышали слова сына об их будущем, им стало стыдно. Они сразу же посадили дедушку за стол и больше никогда не обижали.

Внучек — это ребенок, который получает воспитание в этой семье. Видя, как родители относятся к дедушке, он также будет вести себя с ними, когда они постареют.

Тема, идея, проблематика басни Толстого Л.Н. «Старый дед и внучек»

Сюжет произведения басни «Старый дед и внучек» привлекает своей простотой и эмоциональностью. Читатели с самого начала начинают переживать за судьбу дедушки, который живет на попечении сына и снохи. Старик плохо слышит, у него нет зубов, поэтому пища непроизвольно вытекает изо рта. Дети сначала сажали его есть за стол, но потом дед стал раздражать их. Его отправили за печку, и там кормили. Но однажды пожилой человек разбил чашку. Это переполнило чашу терпения невестки. Она решила, что теперь дед будет есть только из лоханки. Это посуда для стирки белья или других хозяйственных нужд, не предназначенная для еды.

Однажды веером родители увидели, что их маленький сын сидит и вырезает что-то из дощечек. Мать поинтересовалась о том, что он делает. Мальчик ответил, что готовит лоханки для отца и матери, ведь когда они состарятся, их нужно будет кормить из этой посудины. Это подействовало на взрослых. Они заплакали, посадили старика за стол и стали ухаживать за ним.

Основная тема произведения — тема старости.

Проблемы, которые ставит автор в произведении остаются актуальными в любые времена. Главная — проблема уважительного отношения к пожилым людям. В тексте взрослые дети забыли о своем священном долге — заботиться о родителях, и только Миша смог преподнести им нравственный урок.

Проблема воспитания в семье не менее важна. Дети часто берут за основу своего поведения то, то видят вокруг. То, как ведут себя родители по отношению к старикам, становится определяющим для Миши. Он думает, что стариков нужно кормить за печкой, а вместо посуды давать лоханки. Ребенок вырастет неблагодарным и жестоким человеком, для которого не будут важны такие понятия, как: забота, милосердие и уважение. Хорошо, что его родители вовремя опомнились и изменили свое поведение.

Главная идея произведения состоит в том, что нужно относиться к родителям с особым уважением и почтением, никогда не обжать их, заботиться и не оставлять в одиночестве. В басне мальчик Миша смог донести эту мысль до родителей, и те в свою очередь поняли, что подавали сыну дурной пример.

Вывод

Отношения в семье должны строится на взаимоуважении, любви и заботе. К сожалению, в семьях, где проживают престарелые родственники, возникает раздражение и озлобленность. Плохо, если такое отношение видят дети. Повзрослев, они будут также относиться к своим родителям. Л.Н. Толстой считал, что для счастья не нужно многого, лишь бы были рядом любящие тебя люди, которые окружают заботой и добротой. Именно поэтому он рекомендовал к прочтению этот текст не только детям, но и взрослым людям.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Толстого Л.Н. «Волк и журавль»
  • Анализ басни Толстого Л.Н. «Белка и волк»
  • Анализ басни Толстого Л.Н. «Комар и Лев»
  • Анализ басни Толстого Л.Н. «Обезьяна и горох»