Анализ эпилога поэмы Ахматовой «Реквием»


Четверть века А.А. Ахматова работала над поэмой «Реквием». Каждая строка произведения – крик души поэтессы. В нем показаны страдания всех женщин, близкие которых были арестованы или убиты во время репрессий начала ХХ века. Завершается произведение эпилогом.

Эта часть «Реквиема» продолжает тему женского горя. А. Ахматова показывает, что сделал с народом политический режим, осуждает тех, на чьих руках осталась кровь невинных людей, кто стал причиной слез матерей. Кроме того, поэтесса доказывает, что нельзя забывать о страшных событиях, чтобы не допустить их повторения.

Как и остальные части, эпилог написан от первого лица единственного числа. В нем лирическая героиня анализирует все, что ей пришлось пережить. Кроме нее, участником эпизода является сборный образ женщин, которые пережили страшные потери.

Начинается эпилог откровением лирической героини о том, что она узнала, как выглядит страх в глазах людей, как меняются лица под гнетом страданий. А. Ахматова детально описывает перемены, которые происходят с запуганными людьми, несущими на плечах бремя страданий: их волосы седеют, смех становится сухим, в нем появляются нотки испуга. Лирическая героиня молится обо всех, кто стоял с ней под тюрьмой.


Далее рассказывается, что снова приблизился поминальный час. Вот почему героиня так отчетливо видит, слышит и чувствует «подруг по несчастью». Она даже имен их не знает, вспоминает лишь отдельные события, детали внешности, фразы. Героиня говорит, что имен этих женщин теперь не узнать, ведь списки не сохранилась. Эта деталь показывает, как власть скрывала от народа трагедии.

Лирическая героиня клянется, что никогда и нигде не забудет тех женщин. Ей очень хочется, чтобы и её помнили, если ей «зажмут … измученный рот». Она представляет, что когда- то ей могут захотеть воздвигнуть памятник. Женщина просит, чтобы его поставили под стеной, где она отстояла триста часов. Она не хочет забывать, как переживала эти часы, хочет своим памятником напоминать об этом потомкам.

Эпилог поэмы «Реквием» А. Ахматовой состоит из двух частей. В первой поэтесса описывает тех, кто пережил горе, во второй воспроизводит думы, которые рождаются в её голове в поминальный час. Формальная организация соответствует смысловой. Первая часть состоит из одной строфы, вторая – из двустиший. В первой части использована перекрестная рифмовка, во второй – параллельная. Строки первой части написаны пятистопным ямбом, второй – трехстопным амфибрахием.

Чтобы передать душевное состояние лирической героини, акцентировать внимание на идейном звучании, А. Ахматова использовала художественные средства. В эпилоге есть метафоры («опадают лица», «жесткие страницы страдание выводит на щеках», «улыбка вянет», «широкий покров… из …подслушанных слов»), эпитеты («губы покорные», «сухонький смешок», «стомильонный народ», «тень безутешная»), сравнение («выла старуха, как раненный зверь», «пусть… как слезы, струится подтаявший снег»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания поэмы Ахматовой «Реквием»
  • Тема исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием»
  • Почему Ахматова назвала поэму «Реквием»?
  • Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»