Тема исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием»


Поэма А. Ахматовой «Реквием» напоминает читателю о репрессиях начала ХХ века. В произведение раскрыто несколько тем, но тема исторической памяти проявляется в нем с особой силой. Анна Андреевна стала участницей событий, о которых нельзя забывать, чтобы не допустить новых трагедий.

В центре поэмы лирическая героиня – женщина, которая простаивает в тюремных очередях, ожидая приговора для сына, ища встречи с ним. Известно, что сына Анны Андреевны арестовывали два раза. Во второй раз его приговорили к ссылке в Сибирь на 10 лет. Очереди под тюрьмами свидетельствовали о том, что матерей, жен, сестер, переживших потерю, было очень много. Описывая свои переживания, Анна Андреевна показала горе всех женщин.

В посвящении поэтесса окунает читателя в мрачную атмосферу своей эпохи. Она рассказывает о тюрьмах («каторжных норах»), о том, как вокруг слышались лишь шаги солдат, а люди жили в ожидании приговоров. Это все описывается так выразительно и эмоционально, что мы не можем оставаться равнодушными. Не оставляет поэтесса без внимания и те моменты, когда поезда увозили приговоренных к ссылке: «короткую песню разлуки паровозные пели гудки». Неоднократно употребляется слово «маруся» или словосочетание «черная маруся». Это разговорное слово сегодня – историзм, маркер сталинских репрессий. Так в те времена называли закрытые автомобили, в которых перевозили арестованных. Более известное название – воронок. Образ «черной маруси» также помогает Анне Андреевне раскрыть тему исторической памяти.

На протяжении всего произведения А. Ахматова показывает свое отношение к эпохе, в которую ей пришлось жить. Например, в пятой части вступления она пишет: «мне не разобрать теперь, кто зверь, кто человек. Действительно, в то время предателем, который отдает другого в лапы власти, мог оказаться каждый, даже близкий человек.


Особенно выразительно тема исторической памяти в звучит эпилоге поэмы А. Ахматовой «Реквием». В нем лирическая героиня вспоминает про трагичные события спустя некоторое время. Мы понимаем, что многие женщины так же, как и она не могут забыть того ужаса. Героиня рассказывает, что приблизился поминальный день, и она вспоминает о том, как когда-то стояла в тюремных очередях, о её «невольных подругах». Она молится за каждую женщину, которая пережила потерю в те времена.

В последних строфах появляется символ исторической памяти – памятник женщине, потерявшей сына. Лирическая героиня предполагает, что у людей может возникнуть желание воздвигнуть монумент в её честь. И она не возражает, вот только не ради славы.

Женщина ставит условие: возвести памятник не в тех местах, где она была счастлива, а там, где её убивало горе – под стенами Ленинградской тюрьмы. Она признается, что боится даже после смерти забыть о том, что пережила. Ей хочется, чтобы по щекам памятника когда-то струились слезы подтаявшего снега, напоминая потомкам о том, что когда-то пережил их народ.

Тема исторической памяти в поэме А. Ахматовой «Реквием» выражена сквозь призму душевных переживаний лирической героини, апогея она достигает эпилоге.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания поэмы Ахматовой «Реквием»
  • Анализ эпилога поэмы Ахматовой «Реквием»
  • Почему Ахматова назвала поэму «Реквием»?
  • Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»