Анализ повести Воробьева «Убиты под Москвой»


«Убиты под Москвой» - небольшая по объему повесть Константина Воробьева, включающая в себя целую эпоху. Война врывается в жизнь человека и переворачивает ее с ног на голову, все меняет, причем радикальным способом. В мирной жизни внутренний мир человека проходит постепенную эволюцию, он развивается, строится, а в пылу сражений происходит излом всего - прежних идеалов и нравственных ценностей, привычного взгляда на предметы. Символом духовных исканий в литературе прошлых столетий становится дорога, у Воробьева же - хаотичное метание под воздушным обстрелом, жестокое и бессмысленное.

Действие повести разворачивается под Москвой, это самое начало Великой отечественной войны, ноябрь 1941 года. Рота кремлевских курсантов, в составе которой больше двухсот бойцов, продвигается на фронт. Вооружены они винтовками, которые можно использовать только для парадов, для сражений они совершенно не годны. И от этого трагедия, которая разворачивается в их жизнях прямо перед нашим взором, еще более тяжела.

Сначала эти мальчишки радостно реагировали на пролетавшие самолеты. Автор показывает главного героя, взводного, Алешу Ястребова, который испытывает восторженные чувства, какое-то затаенное счастье. Но каким же сломленным и подавленным мы видим его в финале. Что осталось от того бойца, где он? Ответа нет и не будет!


Писатель фиксирует наш взгляд на молодцеватом шаге идущей роты, они будто на параде, так красивы и стройны. Порой раздается веселый мальчишеский голос или даже смех. И вот уже эта рота становится настоящей единицей текста, персонажем повести Воробьева. А в другие минуты мы наблюдаем за Алексеем Ястребовым, за тем какую радость испытывает этот юнец от того, что связной назвал его лейтенантом, от того, что на его плечах статная командирская шинель, как у капитана. Эти чувства будто распирают молодого взводного, ему одновременно хочется побыть с этими эмоциями наедине и чтобы все видели. Даже со старым другом, Александром Гуляевы, взводным второго полка, он ведет себя солидно, обращается официально, не забывает о своем звании.

И как же контрастно выглядит это бурлящее чувство радости с тем ужасом, который предстоит пройти этим мальчишкам, со ждущей их через несколько дней смерти. Эти два противоположных полюса резко очерчены в повести Константина Воробьева.

Мы знаем о том, что неумолимо надвигается на курсантов, а они не знают и весело, с надеждой идут вперед. И даже испытывают головокружительное чувство восторга от удачно проведенной атаки в деревне недалеко от их расположения. Но все понятно заранее. Уже с неизбежного и жуткого заголовка - «Убиты под Москвой». Итог обозначен и четко определен с самого начала. Эти наивные мальчишки, одетые в военную форму, брошены на фронт, в неизбежность, в нечеловеческие условия. И этот закон военного времени нельзя не обойти, не отменить. Вот о чем говорит нам писатель, вот что он хочет показать. Правду войны, страшную и неприглядную, где соседствуют жизнь и смерть.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Рюмина в повести Воробьева «Убиты под Москвой»
  • Образ Алексея Ястребова в повести Воробьева «Убиты под Москвой»
  • Образ Гуляева в повести Воробьева «Убиты под Москвой»
  • Образ Анисимова в повести Воробьева «Убиты под Москвой»