Анализ сказки Жуковского «Спящая царевна»


В. Жуковский – представитель русского романтизма, автор шести сказок, вдохновение для которых черпал из мировой литературы. Такой подход не удивляет, ведь Жуковский был еще и переводчиком с немецкого и французского языков. Тем не менее, в иностранных сюжетах писатель умело воплощал русский дух.

В 1831 г. из-под пера Жуковского выходит сказка «Спящая царевна». Работа над ней велась в Царском Селе. В это же время здесь пребывали А. Пушкин и Н. Гоголь, которые тоже трудились над произведениями. Источником для написания сказки В. Жуковского «Спящая царевна» послужили «Спящая красавица» Ш. Перро и «Шиповничек» братьев Гримм.

Начало произведения типичное для жанра сказки: «Жил-был добрый царь Матвей; жил с царицею своей…». Как часто бывает в волшебных историях, у супругов не было детей и это было их самой большой бедой. Как-то раз на помощь царице пришел рак, он и сказал, что у них родится дочь. Пророчество действительно сбылось.

После рождения дочери супруги совершили огромную ошибку: не позвали одну из двенадцати фей. Обиженная старушка прокляла новорожденную на смерть. Одной из фей удалось «сгладить» действие проклятия. Царевна, уколов веретеном пальчик, просто уснула вместе со всем двором на 16 лет. Закончилась же история свадьбой принцессы и красавца-принца.


Сюжет произведения не сложный, все его элементы расположены в прямом порядке, но есть в сказке и композиционные особенности. В. Жуковский очень много внимания уделяет несюжетному элементу – пейзажу. Более десяти строчек занимает описание того, как засыпал и зарастал кустарниками дворец. А потом также долго описывается, как все оживало ото сна. Чтение таких описаний не докучает, ведь автор подает их интересно и оригинально.

Интересно также описывается внешность царевны, которую спящей увидел принц. Портрет ее прорисован очень детально: черные кудрявые волосы, тонкий стан, алые губки и белые руки. Фигуру девушки подчеркивают легкий сарафан и сапожки. Картинка, которую читатель видит в итоге, полностью соответствует народным представлениям о красоте.

Главным персонажем сказки В. Жуковского можно назвать только царевну, ведь именно вокруг нее оборачиваются все события. Остальные герои второстепенные, но иногда выступают на первый план, когда это нужно для развития сюжета. Особенность системы образов в том, что по имени назван только царь Матвей. Для остальных персонажей автор использует только нарицательные имена.

В художественном оформлении произведения есть как индивидуально-авторские, так и народные особенности. Очень бросаются в глаза традиционные «формулы», характерные для устного народного творчества: «Дочь прекрасна так была, что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»; «…начал жить да поживать». Также в тексте используются традиционные эпитеты, например «темный бор», «дремучий лес». В речах персонажей автор использует повторы, что также характерно для народных сказок.

Сказка В. Жуковского – не просто переписанный сюжет из западного фольклора, это самобытное произведение, отображающее русское мировоззрение и культуру.