Анализ стихотворения Асадова «Трусиха»
Эдуард Асадов – мастер по превращению банальных ситуаций в интересные поучительные истории. Его сюжетная лирика поражает непринужденностью и легкостью. В 1960 году был написан стих «Трусиха», сюжет которого напоминает выпуск «Ералаша».
Тема стихотворения – хвастовство и его развенчание простым случаем. Автор показывает, что нельзя выдавать себя за того, кем не являешься, пытаясь такой ценой казаться лучше в чьих-либо глазах. Автор утверждает, что всякий обман рано или поздно раскрывается.
В стихотворении «Трусиха» два главных героя – хрупкая девушка-«стебелек» и парень спортивной наружности. Во время вечерней прогулки парень увлеченно рассказывает о том, как переплывал залив во время грозы на спор. Девчонка только удивляется смелости собеседника и признается, что она трусиха, поэтому такой поступок ей не по зубам. Парень только умиляется этим, нежно называя девчонку «воробьиной душой».
Романтическая атмосфера и хвастовство героя резко прерываются, когда парочка встречает на своем пути «два плечистых темных силуэта». Выглядят мужчины очень угрожающе, поэтому герой без сопротивления снимает с себя часы и даже не пытается заступиться за подружку. Но тут хрупкая девчонка «воробьиная душа» смело идет «в бой». Она кричит, что не боится ни ножа в кармане разбойников, ни смерти, находит аргументы, которые заставляют плечистых силуэтов податься вспять.
Последний куплет описывает, как по набережной молча идут «трус» и «воробьиная душа». Автор не осуждает парня и не восхваляет девушку, все это он оставляет на суд читателю, уверенный в том, что тот сделает правильные выводы.
Важную роль в стихотворении Э. Асадова «Трусиха» играет городской пейзаж. Автор выбирает одно из самых романтичных мест города – набережную, а потом меняет облик этой локации в зависимости от смысла. В начале произведения набережная освещается шаром луны, тихонько поет вечер и плавно качается мост. Перед нападением на пару локация приобретает хмурый вид, сохраняя его до последних строк. Таким образом, автор использует пейзаж, как средство психологизма.
В текст стихотворения Э. Асадов ненавязчиво вплетает художественные средства: метафоры («хрупкий стебелек» (о девчонке), «уснувший городок», «в тень акаций дремлющих вошли», «мир был сплошь из музыки и звезд»), эпитеты (силуэты «плечистые», «млечная дорога», «набережная хмурая»). Привлекают внимание жаргонизмы и просторечия, с помощью которых автор придает остроты изображаемой стычке, показывает, насколько сильная натура скрывается в «воробьиной душе».
Композиция стихотворения несложная: пятнадцать катренов обрамляется двумя пятистишьями. В строфах используются разные виды рифм, определенной закономерности в их чередовании нет. Стихотворный размер произведения – трехстопный амфибрахий.
Стихотворение Э. Асадова «Трусиха» доказывает, что самый обычный сюжет в руках мастера становится шедевром, способным покорить не одно поколение читателей.