Анализ стихотворения Брюсова «Антоний»



Автор и название стихотворения

Валерий Яковлевич Брюсов, стихотворение «Антоний».

История создания стихотворения «Антоний»

В 1894 году В.Я. Брюсова, начинающего поэта, заинтересовала личность римского консула Марка Антония. Когда политик стал во главе восточной части Римской империи, ему пришлось встретиться с Египетской царицей Клеопатрой. Антоний должен был участвовать в разбирательствах, связанных с покушением Клеопатры на Цезаря. Увидев гордую и красивую царицу, политик был покорен. Историю этой невероятной и страстной любви завуалировано показал В.Я. Брюсов в стихотворении «Антоний». В 1894 году поэт сделал первые наброски этого произведения, а в 1905 полностью закончил его.

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Антоний»

Стихотворение относится к любовной и философской лирике. Перед читателем не просто история любовных отношений, но и размышления о важных жизненных ценностях, таких как любовь, страсть, власть, слава.

В центре сюжета жизнь Антония. Лирический герой рассказывает читателям о нем, как о ярком прекрасном «исполине», поставившем на алтарь свою страсть. Вместо лавров и трона Антоний выбрал любовь. Автор говорит, что в мире происходили важные исторические события, но герой видел лишь свою возлюбленную. Далее в строчках сквозит восхищение теми, кто «погиб, любя». Автор тоже мечтает «вынуть тот же жребий».

Тема произведения — любовь Антония и Клеопатры. Их романтические отношения зашифрованы внутри строк, и читатель сам должен догадаться о том, какие чувства испытывал мужчина к возлюбленной.

Главная проблема, которую поднимает В.Я. Брюсов — проблема любви и власти. Автор противопоставляет славу, драгоценности, власть романтическому чувству любви. Консул поставил на карту всё, что у него было. Символы власти «скиптр», «пурпур» герой готов променять на «поцелуй. Так, читатель понимает, что главная ценность в жизни человека — это любовь.

Основная мысль состоит в том, что судьба часто приносит сюрпризы. И одним из них является любовь. Когда это чувство охватывает человека, всё вокруг теряет ценность.


Художественные средства в стихотворении «Антоний»

Большую роль в стихотворении играют образы, с помощью которых можно проследить историю отношения между Антонием и Клеопатрой. «Закатный небосклон» — это закат славы консула. Исторические факты говорят о том, что римский политик часто проигрывал военные кампании, а интриги окружения лишали его права занимать должность консула. Далее автор противопоставляет любовь, страсть символам власти «скипетру», «победному лавру». Последние строчки — это гимн любви. Это чувство сравнивается с «нимбом», как с чем-то священным. Сделать эти образы узнаваемыми, наполненными определенным смыслом помогают образно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры.

Произведение написано четырёхстопным ямбом, который характеризуется ритмическим рисунком и динамичностью. Способ рифмовки — перекрестный.

Композиция стихотворения «Антоний»

Стихотворение «Антоний» состоит из семи строф. Каждая из них содержит определенную мысль лирического героя. Завязка начинается с обращения к римскому политику. В этих четырех строчках передается восхищение и восторг. Далее действие развивается, и читатель узнает, что Антоний оставил лавры, славу, величие ради любви. Для него стали не важны исторические перемены, происходящие вокруг, ни позор, который он мог испытать. Главное — это поцелуй возлюбленной. В последних двух четверостишиях автор славит любовь, говоря, что человек, который испытал это чувство, самый счастливый на земле. Последняя строфа — это итог размышлений поэта. Он восхищен людьми, которые любят и любимы, и он сам хотел бы испытать это невероятное чувство.

Поэтическая лексика стихотворения «Антоний»

Помимо общеупотребительной лексики в стихотворении используются книжные слова, устаревшая и заимствованная лексика. Настроение восторженное, возвышенное. Обилие художественных средств делают стихотворение звучным и выразительным.

Поэт строит строфы с помощью интересного приема — синонимичных строф, которые подчеркивают эмоциональность и усиливают смысл.

Эпитеты передают отношение автора к главному герою Антонию и чувству любви: «яркий, незабвенный сон», «ты прекрасный…», «победный лавр», «надменный».

Торжественный пафос помогают передать метафоры (скрытое сравнение): «ты бросил на весы…», «одна черта делила…», «повернул свое кормило…».

Сравнение: «как исполин», «как яркий сон», «как нимб».

Используя конкретные образы-символы, поэт наделяет их абстрактными понятиями (аллегория). Так, скиптр становится символом власти, поцелуй — страстью, корабль — жизнью.

Стилистические фигуры в стихотворении «Антоний»

Стихотворение «Антоний» построено на антитезе. В тексте идет прямое противопоставление понятий. Несколько раз автор противопоставляет символы славы, власти любви и страсти. В пример он приводит Антония, для которого важнее оказывается поцелуй Клеопатры. Он готов отказаться от материальных ценностей ради страсти. Поэт использует образ весов, пытаясь узнать, что перевесит. В результате побеждает любовь.

Также в тексте можно заметить градацию. В.Я. Брюсов перечисляет чувства, которые испытывал тот, кто любил по-настоящему. Это «…посмеянье, и стыд, и гибель…»

Инверсия создает словесно-образную картину, переносит читателя в древние времена, когда Антоний влюбился в египетскую красавицу. Каждая строчка нарушает классический порядок построения предложений.

Усиливает эмоциональную окраску, сближает читателя с образами обращение. Автор обращается к Антонию, к Любви. Такие же цели достигаются использованием междометий.

Интонационно-ритмическая роль у повторов, которые встречаются на протяжении всего стихотворения.

Отличительная особенность построения стихотворения — повторение однородных членов предложения, повтор местоимения «ты».

Поэтическая фонетика стихотворения «Антоний»

Поэтическая фонетика богата и разнообразна. Аллитерация, повтор согласных сонорных звуков «р» и «л» подчеркивает ритмичность, придает напевность и силу.

При чтении отдельных строф следует обратить на прием звукописи. Так, вторая строфа передает крики трибун, народа. Это достигается частым использованием звука «о».

Анафора — еще один прием, используемый В.Я. Брюсовым. В первой строфе строчки начинаются со слова «как». Такое фонетическое средство привлекает внимание, и читатели довольно ярко видят образ Антония.

Образ лирического героя в стихотворении «Антоний»

В стихотворении «Антоний» автор занимает позицию рассказчика. Своей речью он дает характеристику консулу, создает настроение, которое передается читателям. Получается, что в тексте два главных героя, чувства которых не скрываются. Наоборот, читатель отчетливо понимает, что чувствует каждый персонаж. Так, автор восхищается римским политиком Антонием. Он называет его ярким, незабвенным, вечно юным, прекрасным. Для него судьба римского консула становится примером. Именно так нужно жить, выбирать любовь, страсть. Все остальное будет неважным, не представляющим ценности. Власть, сила, победы, трон лишь второстепенные обстоятельства, которые должны отступить перед настоящим чувством.

Поэт напрямую обращается к любви, называя ее божеством, нимбом. Лирический герой Антоний делает выбор в пользу этого чувства.

Литературное направление

Это произведение является ярким примером символизма. В нем нет понятной истории романтических отношений Антония и Клеопатры. Читатель, сопоставляя образы, сам строит картину этой страстной любви. Например, имя Клеопатры не упоминается, но в последней строчке звучит «вслед за египетской кормой», и всё сразу становится понятным. Власть и слава заменяются словами «скиптр», «победный лавр».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Брюсова «Я»
  • Анализ стихотворения Брюсова «Сонет» (Отточенный булат — луч рдяного заката)