Анализ стихотворения Брюсова «Детская»
Произведения В. Брюсова посвящены разным темам, но выделяются легкие, яркие, динамичные стихи для детей. Стихотворение «Детская» написано в 1901 году, когда В. Брюсов уже был известен в литературных кругах. В анализируемом произведении поэт остается верным символизму.
Жанр «Детской» – лирическое произведение. Стихотворение можно отнести к интимной лирике, так как в нем автор воспроизводит ностальгические воспоминания о детских забавах. Тема анализируемого стихотворения – подвижная детская игра, помогающая весело скоротать вечернее время. Автор показывает веселый нрав детей, доказывает, что детство – прекрасная пора, когда человек может отдаться веселью и ни о чем не думать.
Лирический герой имеет два лица – взрослого и ребенка. В начале произведения – это взрослый, который знает, что в вечернее время игры являются палочкой-выручалочкой, помогают взрослым занять маленьких непосед. Мостиком для перехода от взрослого к ребенку является лаконичная пейзажная зарисовка: взрослый замечает, что небо уже «развесило тени», а ребенок радуется, ведь наступила пора веселья.
Лирическое «Я» перерастает в лирическое «мы»: «Бегать нам пора!» Дети пытаются догнать тени, но это не удается. «Неудачи» лишь раззадоривают ребят. Они выкрикивают слова, потом ложатся в траву, пытаются заглянуть во все уголки. Игры, видимо, сменяют одна другую. Даже ветер, кажется, начинает играть листиками. Заканчивается произведение пейзажной зарисовкой. Поэт намекает, что дети продолжают резвиться: «Постучи-ка весело посреди двора».
Интересно, что в стихотворении «Детская» В. Брюсов не называет ни одну игру. Читатель может лишь догадываться, о чем речь: о догонялках, прятках или какой-то ещё забаве. Намеки, недосказанность – особенности символизма.
Анализируемое стихотворение не делится на строфы. Такая композиция придает динамизма, усиливает впечатление непрерывности детской игры. Строки в произведении объединены двумя видами рифмовки: кольцевой и парной, но преобладает парная рифмовка. В стихотворении представлены мужские и женские рифмы. Стихотворный размер – разностопный хорей с пиррихием. Нестройная ритмическая организация помогает воспроизвести детскую игру.
По смыслу стихотворение можно разделить на части: описание вечерней поры, начало детской игры, описание забав.
Передать задорное настроение помогает интонация. В стихотворении есть и восклицательные, и вопросительные, и оборванные синтаксические конструкции.
Инструментами для раскрытия темы стихотворения В. Брюсова «Детская» являются художественные средства. В тексте представлены метафоры («небо тени свесило», «ветер высью листья гонит», «палочка-выручалочка, то-то ты хитра»), антитеза («снизу яма, сверху высь»), эпитеты («расшумимся весело», «палочка-выручалочка»).
Таким образом, стихотворение «Детская» показывает, что детское не чуждо В. Брюсову, в то же время, оно доказывает, что даже в произведениях для маленьких читателей поэт мастерски использует приемы символизма.