Анализ стихотворения Брюсова «Женщине»
2. История создания стихотворения «Женщине»
3. Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Женщине»
4. Художественные средства в стихотворении «Женщине»
5. Композиция стихотворения «Женщине»
6. Поэтическая лексика стихотворения «Женщине»
7. Стилистические фигуры в стихотворении «Женщине»
8. Поэтическая фонетика стихотворения «Женщине»
9. Образ лирического героя в стихотворении «Женщине»
10. Литературное направление
Автор и название стихотворения
Валерий Яковлевич Брюсов, стихотворение «Женщине».
История создания стихотворения «Женщине»
В.Я. Брюсов — поэт серебряного века, основоположник символизма. Его стихи, необычные, но удивительно нежные и трогательные зарождались у него под влиянием чувств. Так, стихотворение «Женщине» появилась спустя несколько месяцев после его женитьбы на Иоанне Рунт в августе 1899 года. В. Брюсов был просто очарован этой умной начитанной француженкой. Девушка росла в семье с еще несколькими сестрами, и все они, по мнению, поэта, были очаровательными ангелами, которыми можно только восхищаться. Но в его сердце жила любовь только к одной женщине — Иоанне.
В 1900 году произведение было опубликовано в сборнике «Третья стража». Стоит отметить, что текст относится не только к супруге Брюсова, но и ко всем женщинам, которые являются небесными божествами.
Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Женщине»
Стихотворение относится к любовной лирике. Форма — сонет. Это классическая поэтическая форма, имеющая такие признаки, как: 14 строк, два катрена и два терцета. И самое главное — это гимн женщине, восхваление и прославление.
Стихотворение «Женщине» относится к любовной лирике и создано в самом начале творческого пути поэта. В это время В.Я. Брюсов был ярым приверженцем декадентства. В его брошюре «Об искусстве» говорилось, что главное в стихотворении — это душа, чувства творца, поэта.
Основная тема произведения «Женщине» — сила женского очарования.
Сюжет стихотворения нельзя пересказать, так как в строчках автора — восхищение женщиной. Поэт считает прекрасную даму книгой, которую нужно читать, затаив дыхание. Это самая лучшая книга в жизни мужчины. Женщина становится «ведьмовским напитком», так как поэт, вкусив все прелести супружеской жизни, понял, что иногда богиня перевоплощается в ведьму и может принести боль. Лирический герой считает, что женщина всегда права, что она божество, что ради нее можно «влачить ярем железный.
В.Я. Брюсов ставит в тексте проблему поклонения женщине. Именно представительницы прекрасной половины человечества подобны божеству. Их красота, ум, загадочность должны восхищать каждого мужчину. В этом состоит идея произведения.
Художественные средства в стихотворении «Женщине»
В стихотворение представлены два главных образа — женщина и лирический герой, восхищающийся ею. Она сравнивается сразу с несколькими вещами, которые имеют особый смысл. Книга — это непрочитанные страницы, которые нужно изучить. Свиток — что-то древнее, сакральное, не имеющее ценности. Ведьмовский напиток, который притягивает, манит, приносит счастье и боль. Он как будто привораживает мужчину и не отпускает. Женщина — это королева, богиня.
Образ лирического героя можно увидеть в его восхищении женщиной. Он обожает всех представительниц прекрасного пола, готов поклоняться им, боготворить, служить и молиться.
В стихотворении можно встретить обилие изобразительно-выразительных средств. Среди них эпитеты, метафоры, сравнения, необычные синтаксические конструкции
Стихотворный размер — пятистопный ямб, рифма в первых двух четверостишиях перекрестная. Остальные трехстишия рифмуются по-разному. Третья строфа — первая и третья строчки. Четвертая — вторая и третья строки. Ритмический рисунок четкий.
Композиция стихотворения «Женщине»
Структура стихотворения «Женщина» необычная. Текст состоит из двух четверостиший (катрена) и двух трехстиший (терцета). Всего 14 строк. Первые две строфы воспевают женщину, её качества. Вторые две рассказывают о том, на что готовы пойти мужчины ради своих богинь. Все эти строчки объединены одним чувством лирического героя — чувством восхищения женщинами. Структура последовательная, смысл раскрывается постепенно. Последняя строчка — это своеобразное подведение итога, в котором герой признается, что во все времена женщину боготворили и молились на нее.
Поэтическая лексика стихотворения «Женщине»
Помимо общеупотребительной лексики автор использует в тексте архаизмы «уста», «славословит», «ярем», «твердь». Этим В.Я. Брюсов говорит, что во все века женщины вызывали восторг у представителей сильной половины человечества — «и молимся — от века — на тебя!»
Используя изобразительные средства, автор раскрывает сущность женщины, её внутреннее «я». Самый распространенный троп — метафора. Например, «женщина — книга» В.Я. Брюсов указывает на то, что женщина — это книга, которую нужно обязательно прочесть до конца. «Запечатленный свиток» — это драгоценность, которой достоин не каждый. «Ведьмовский напиток» — волшебное зелье, которое способно подарить счастье и сладкую боль. «Коронованная звездами» — предназначение женщины быть королевой. «Пьющий пламя» — лирический герой готов испить эту чашу до дна, какой бы горькой и обжигающей она ни была.
Также в стихотворении встречаются эпитеты, которые придают тексту эмоциональность — напиток «жгучий огнем», «звездная».
Олицетворение: напиток «жжет огнем».
Гипербола: «наша бездна».
Стихотворение полностью построено на сравнении. Женщина сравнивается и с книгой, и со свитком, и с ведьмовским напитком. При этом сравнивается не только объект, но и действия.
Стилистические фигуры в стихотворении «Женщине»
Стихотворение «Женщине» имеет необычную синтаксическую конструкцию. Присутствует инверсия (обратный порядок слов). Например, «но пьющий пламя подавляет крик…». Это подчеркивает смысловую значимость образа женщины.
Анафора. Начиная каждую строчку с личного местоимения «Ты», автор хочет сказать, что женщина для него самый близкий человек, ведь только с родной душой хочется делиться самым сокровенным.
Рефрен «Ты — женщина» показывает важность этих двух понятий.
Восклицательные предложения передают восторг лирического героя.
Неполные предложения необходимы для того, чтобы читатель задумался и испытал те же чувства, что и лирический герой.
Поэтическая фонетика стихотворения «Женщине»
Произведение В.Я. Брюсова начинается с аллитерации. Повтор согласных шипящих звуков помогает почувствовать трепетное отношение к женщине, когда хочется говорить об объекте тихо, шепотом. Во второй строфе можно заметить повтор согласного звука «п», который передает пламя.
Ассонанс (повторение гласных звуков) есть в третьей и четвертой строфе. Гласные «а», «о» воспроизводят мелодию, как бы говоря, что женщину нужно воспевать, поэтому стихи В. Брюсова легко ложатся на музыку.
Образ лирического героя в стихотворении «Женщине»
Лирический герой передает чувства и мысли самого автора. Повествование ведется от первого лица. В каждом слове восторг и восхищение женщиной. Для героя она богиня, звезда, ведьма, книга. Он подбирает точные сравнения, раскрывающий совершенно разные грани женщины. Лирический герой рассказывает об объекте своего восхищения так, как будто знаком с ней очень давно. Ему кажется, что для окружающих она тоже является близким человеком.
Литературное направление
Стихотворение «Женщине» относится к направлению «символизм». Образ женщины воплощается посредством целого ряда символов. Мир познается интуитивно. Многое в жизни происходит не так как задумал человек, а так, как предписано свыше. Кроме этого, символизм подчеркивается использованием метафор, звукописи, аллитерации и ассонанса.